Летом прошлого года мэрия Бишкека объявила, что троллейбусные линии демонтируют и уберут этот вид транспорта из города, потому что его электропровода портят внешний вид столицы. Уже тогда активисты города забили тревогу и подготовили петицию о том, чтобы оставить этот экологичный вид транспорта.

Одна из инициаторов петиции активистка Бермет Борубаева вместе с своими единомышленниками даже дежурила по ночам летом, когда мэрия проводила демонтаж электропроводов. По словам активистов, демонтаж троллейбусов может привести к увеличению количества автомобилей на дорогах, что в свою очередь усугубит проблему пробок и загрязнения воздуха. Активисты даже подали в суд на мэрию Бишкека, так как они сомневаются в законности и правомерности их действий. Увы, голоса активистов не были услышаны, а суд не увидел ничего незаконного в действиях мэрии и признал правомерность и обоснованность предпринимаемых мэрией мер.

В муниципалитете утверждают, что демонтаж контактных сетей и передача троллейбусов связана с такими причинами, как сложности в расширении и модернизации троллейбусных линий на территории города, высокие затраты на содержание и администрирование троллейбусной инфраструктуры, зависимость троллейбусов от состояния контактных сетей, аварии на которых приводят к остановке всего маршрута, а также со стремлением улучшить облик города, снизив визуальный шум и создав ощущение открытого пространства снижением популярности троллейбусов среди пассажиров, что делает их нерентабельными. Убрав троллейбусы, мэрия сократила и сотрудников, а там трудилось ни много ни мало около 600 человек.

Впервые во Фрунзе троллейбус вышел на линию 13 января 74 года назад. Именно этот день считается днём рождения этого «рогатого» автобуса.

Несмотря на все печальные новости, экологическая инициатива #БишкекСмог и инициатива по сохранению троллейбусов при поддержке общественного объединения «Правозащитное движение: БирДуйно Кыргызстан» и ОО «Мувгрин» организовали торжественное мероприятие в честь этого события. В нем приняли участие активисты города, водители троллейбусов, представители Азиатского банка развития.

В начале мероприятия Бермет Борубаева рассказала, что первый троллейбусный маршрут был запущен в честь юбилея образования Кара-Кыргызской автономной области, и как обидно, что в прошлом году — в 100-летний юбилей области, троллейбусы решили убрать из города.

Ирина Буренина.

Присутствующим был показан фильм «Идёт по городу троллейбус», снятый в 1981 году во Фрунзе. Многие ветераны труда троллейбусного предприятия с восторгом вспоминали те ушедшие времена. А ведь и вправду вместе с закрытием троллейбусных линий уходит в закат целая эпоха, можно сказать того старого, доброго, советского времени. Ведь этот вид транспорта был очень популярен. В троллейбусе люди ездили на работу, учебу, да что там говорить — в троллейбусах молодые и не очень люди даже знакомились. Как-то грустно стало от этих воспоминаний.

— Нам говорили, что мы будем работать, что троллейбусы останутся, что их пустят по кольцевой линии. В ноябре же прошлого года нас просто сократили, выплатив компенсацию. Обидно, что наша нынешняя молодёжь вообще не увидит троллейбусы, а ведь это один из самых экологичных видов транспорта. Вот передали 100 троллейбусов Ошу, а ведь там совершенно неподготовленная инфраструктура. И они там сейчас стоят и гниют, я уже не говорю о ценном оборудовании, — с обидой в голосе говорит Ирина Буренина, проработавшая диспетчером более 30 лет в троллейбусном энергохозяйстве.

Геннадий Нарыжный.

Водитель троллейбуса с 40-летним стажем Геннадий Нарыжный говорит, что ничего не поделаешь, нужно идти в ногу со временем, и он уже переучивается на водителя автобуса.

Для поднятия праздничного настроения работников троллейбуса наградили благодарственными письмами. В конце им рассказали, что если профсоюз не защищает их трудовые права, то можно получить бесплатную консультацию как это сделать.

Стоит отметить, что в этот же день о планах модернизации городского транспорта рассказал вице-мэр города Жамалбек Ырсалиев в эфире «Биринчи радио».

По его словам, в столице осталось 42 троллейбуса, выпущенных в 2017 году. Они будут реконструированы и переделаны в электробусы.

После этого можно с грустью в душе сказать, что в Бишкеке отметили последний день рождения троллейбуса.

Гюльзада ИТКАРАЕВА.

Фото автора и Назгуль АБДЫРАЗАКОВОЙ.