Кто, где и что производит в Кыргызстане за колючей проволокой? Как вчера и сегодня используется труд осужденных? Малоизвестные факты впервые для широкой аудитории.

КТО СОЗДАВАЛ БЛАГА ДЛЯ ГУЛАГА?

Лишенных свободы в СССР начали рассматривать как стратегический источник дешевой рабсилы еще в 30-е годы XX века, в пору ГУЛАГа. С помощью мозолистых рук людей в телогрейках на бескрайних просторах были возведены сотни тысяч объектов социальной инфраструктуры, транспортные артерии, военные узлы, промышленные центры… Всего и не перечислить.

Считалось, что это служит перевоспитанию, чтобы вчерашние преступники могли вернуться в законопослушное общество с новыми профессиями и измененным сознанием настоящего труженика, в котором так нуждался социум. К тому же это служило для самих зеков мотивацией быстрей выйти на волю — передовикам-трудягам такой шанс выпадал!

Вот характерный плакат на территории исправительной колонии №8 в Чуйской области в честь достойной встречи 50-летия образования СССР: «Честным трудом, примерным поведением, активным участием в общественной жизни я заслужил досрочное освобождение!»

Путем агитпропаганды администрация мест лишения свободы убеждала: «В условиях социализма каждый выбившийся из трудовой колеи человек может вернуться к полезной деятельности!»

«ПЛАН — ЗАКОН, ВЫПОЛНЕНИЕ-ДОЛГ, ПЕРЕВЫПОЛНЕНИЕ — ЧЕСТЬ!»

Всей деятельностью по использованию заключенных для развития народного хозяйства у нас ведало Управление исправительно-трудовых учреждений (УИТУ МВД Кирг. ССР), в чьем подчинении находились обитатели закрытых учреждений, колоний-поселений и даже лечебно-трудовых профилакториев. Помните, как распределял рабочие наряды среди «граждан алкоголиков, тунеядцев, хулиганов» киногерой Басова в погонах капитана милиции в культовой комедии про приключения Шурика? Ну, вот…

Здесь, в одном из цехов на территории села Молдовановка, выпускают специальную сетку «Егоза».

Особенно бурно эта сфера стала развиваться, когда в 1960 году начальником УИТУ назначили полковника Самаркула Рыспаева, снискавшего потом себе за два десятка лет руководства пенитенциарной системой всего Кыргызстана заслуженное уважение как среди коллег, так и авторитет у спецконтингента.

Главной задачей на первых порах было обеспечить людей элементарной занятостью. В начальную пору заключенных было немного — 3-5 тысяч. Иногда, если не хватало, даже выписывали по 300-500 лиц в робах из Москвы и Ленинграда!

Уникальное фото УИТУ МВД Кирг. ССР из столярного цеха колонии №8 в селе Петровка Московского района.

В местных ИТК и колониях-поселениях появились свои училища и ремесленные мастерские, кирпичные заводы, крупные цеха по металло- и деревобработке, многое другое, включая даже проектно-конструкторское бюро.

Организовали профессионально- техническое обучение кадров, осужденные получали неплохую зарплату на свой лицевой счет. Благонадежных вывозили для работы и на обычные гражданские предприятия, к примеру, на завод ЖБИ во Фрунзе (Бишкек).

Многие колонии добивались перевыполнения производственных планов. С.Рыспаев умело применял в работе коллективов, занятых в промзоне, принципы профсоюзного движения по повышению эффективности труда.

Учреждениями УИТУ, начиная с 60-х годов, было разработано около 120 видов продукции (сельхозорудия, различные товары, предметы быта, и т.д.), благодаря чему эта отрасль стала занимать одну из ведущих позиций в экономике всей республики.

За счет этого объем валовой продукции, выпускавшейся на территории местных объектов наказания и исправления, достиг 3 млн полновесных советских рублей, а в 1982-м — уже 120 миллионов, что в сумме можно приравнять по объему к курсу тогдашней американской валюты!

ПРОДУКЦИЮ НАШИХ ЗЕКОВ ЭКСПОРТИРОВАЛИ ДАЖЕ В ЯПОНИЮ

В наших спецучреждениях изготовлялись шахтные антивзрывоопасные светильники PBJ1-15; магнитные лифтовые тормоза; насосы и клапаны для МАЗов и КамАЗов; плуги, грабли, лопаты, для строителей — сетка рабица, шлакоблоки. А также пусковые приспособления 5 ПП-40, предназначенные для быстрого и надежного запуска двигателей в условиях Сибири и Крайнего Севера, мощные подогреватели ПЖБ- 200, 300, ПДЖ-44, ну и горелки для военной бронетехники.

70% всех тракторных сидений в Советском Союзе изготавливали именно наши мастера, а образцы из колонии №16 в селе Беловодское даже аттестовывались на высшую категорию качества!

По 120 тысяч путевых выключателей ежегодно клепали только в воспитательно-трудовой колонии для малолеток в селе Вознесеновка Панфиловского района. А их ножницы по резке металла шли аж в 7 стран дальнего зарубежья.

В 70-80-х годах XX века финны, немцы, французы, поляки, итальянцы, румыны, чехи, турки, кубинцы, индусы, монголы, лаосцы и многие другие, получая высококачественнные детали и узлы из Кыргызстана для своей промышленности, развития и процветания, разнообразные товары, и не догадывались, чьих это рук дело.

Осужденные женщины из учреждения №2 в Чуйской области замешивают тесто для очередной партии ароматных буханок.

Ладно, если бы различные вещи применялись только в странах Африки, на Ближнем Востоке, так ведь и Греция, «где все есть», и даже — вы не поверите — США и Япония закупали! В целом в списке экспортеров фигурировали 54 государства.

В начале 90-х ГУИН-УИТУ поставляло свою продукцию уже 1891 потребителю — заводам и фабрикам в области нефтехимического, электротехнического, станкостроительного и других производств.

В местах не столь отдаленных в год выплавлялось 10 тысяч 500 тонн чугунного, стального и цветного литья. Плюс 293 тонны резино-технических и пластмассовых изделий, инструментальной оснастки почти на 900 тысяч рублей.

Только товаров народного потребления выпускалось на 14-15 млн рублей, причем 15 процентов — из отходов основного производства. Отходы — в доходы! Высокому качеству способствовал особо жесткий отдел технического контроля (ОТК). Поэтому в колониях фактически не было брака.

В числе образцов, которыми по праву гордились в УИТУ МВД, был, например, специальный теплоотражательный комплект для пожарных, работающих при сверхвысоких температурах, с особо прочным стеклянным забралом.

В швейном цехе женской колонии в селе Степное, занимающем два этажа, шьют униформу для разных структур и ведомств Кыргызстана.

Для широкого потребителя предлагались дорожные сумки и вместительные баулы, раскладушки, кресла-качалки и диван-кровати, подушки, одеяла, комнатные радиаторы «Термо-4» и отопительные системы «Алай», светильники и водонагреватели, детские зимние санки и обручи хула-хупы, игрушки, швабры, костыли для инвалидов, попоны для лошадей, плетеные корзины и карнизы для штор, хлебницы и бытовые ножницы, резные кухонные наборы и ложки, дефицитные в ту пору мантоварки. Даже трехколесный велосипед, на котором можно было ездить… лежа, он спокойно вес взрослых выдерживал! Одним словом — ассортимент удивлял.

В колониях шьют униформу.

Насмешка судьбы или курьез-считайте как угодно, — но лица, нарушившие закон, впоследствии делали пластиковые щиты, защитные накладки на руки и ноги бойцам милицейского ОМОНа, металлические «ежи» с шипами для нужд ОВД и ГАИ (использовались при задержании преступного элемента в автотранспорте), шили камуфляжную форму для силовиков вкупе с пилотками, погонами, форменной обувью. И — что удивительно — им доверяли мастерить запоры для дверей во внутренних проходах тюрем! Из той же «оперы» — изготовление бывшими ворами… дверных цепочек и замков всех видов, которые охотно раскупались обычными гражданами.

Кроме униформы в колониях также шьют одежду для населения.

Увы, к середине 90-х годов общий спад всего и вся в Кыргызстане отразился и на инфраструктуре пенитенциарной сферы. Чтобы спасти положение, вышло даже специальное постановление правительства от 13 марта 1995 года, которое обязало Минпром, Минобороны, Минобразования, Минздрав и ГКЧС в месячный срок разместить необходимые для этих ведомств заказы на предприятиях ГУИН МВД. Могли бы быстро и качественно, например, получить медхалаты, униформу, обмундирование, палатки, комплекты белья и мнргое другое. Но, используя массу отговорок, чиновники не спешили исполнять правительственный документ. Хотя, по сути, это был госзаказ, который мог обеспечить сбыт, оплату и общее выживание системы в тот сложный период.

Положение стало выправляться в ноябре 2012 года, когда постановлением правительства Кыргызской Республики №778 в пенитенциарной области было создано Государственное предприятие «Келечек». Цель — развитие доходоприносящей деятельности и развитие социальной сферы УИС, создание благоприятных условий отбывания наказания и привлечение спец- контингента к трудотерапии.

Труд реально облагораживает человека, с его помощью формируется здоровый образ жизни, укрепляется законопослушное сознание и дисциплина.

Ныне ГП «Келечек» функционирует по принципу самоокупаемости, получая прибыль, на собственные средства проводит модернизацию оборудования, осуществляет ремонтные работы, бесперебойно обеспечивает исправительные учреждения СИН продуктами питания и многое другое.

Мед просто отменный, сам пробовал.

В частности, ГП «Келечек», владея более чем 50 производственными участками в самых различных районах Кыргызстана, цехами и землями сельхозназначения, либо арендуя участки, успешно и в больших объемах выпускает разнообразную продукцию на миллионы сомов.

Например, в список продовольственных товаров входят хлеб 1 и 2 сортов, жир животный, лапша сухая, крупа перловая и пшеничная, рисовая сечка, макароны, мясо говяжье, курятина, мука 1 и 2 сортов, молоко, яйца, сухофрукты. С полей собирается картофель, свекла, капуста, лук, морковь, а также люцерна, ячмень, пшеница и т.д. Продукция, полученная от пчеловодства и рыболовства, реализуется на внешнем рынке. Есть плодоносящие сады, поливные площади, убойные цеха и многое иное. Этим покрывается большая часть потребностей в продуктах питания учреждений СИН.

Колония-поселение №42 в городе Ош обеспечивает хозяйственным мылом практически все объекты СИН.

Силами нынешних обитателей спецучреждений производится брусчатка, жженый кирпич, пескоблоки, тротуарная плитка, бордюры, колючая проволока «Егоза», строительная сетка «Мак», деревянные решетчатые ящики для перевозки и хранения фруктов, пластиковые окна и двери, лотки для куриных яиц, мыло хозяйственное, обувь, матрасы, униформа и гражданские модели одежды, всякие сувениры.

В сфере оказания услуг в учреждениях СИН организована работа швейных, столярных и обувных цехов, СТО и автомоек, пекарен, кондитерского цеха, выполняются сварочные работы. Всего и не перечислить!

Также надо учитывать, что увеличение количества осужденных, чья работа оплачивается, позволяет реализовать их гражданские права, реабилитироваться и ресоциализироваться. В соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом КР эта категория лиц имеет право на государственное пенсионное обеспечение, пособие и страхование. Приобретенные же профессиональные умения и навыки могут способствовать их адаптации к новой жизни и трудоустройству уже после освобождения.

Сейчас осуждённые обучаются в 6-и профессиональных училищах и филиалах по более чем 22 востребованным специальностям. Среди них такие направления как электросварщик, мебельщик, автослесарь, сантехник, операторы различного оборудования, токарь, каменщик, штукатур, парикмахер, мастер по изготовлению художественных изделий из кожи и меха, и т.д. А в учреждении №14 действует вечерняя сменная школа №3 для несовершеннолетних осужденных.

Колония-поселение №42 в городе Ош обеспечивает хозяйственным мылом практически все объекты СИН.

Дастан АСМАН. Фото автора и WWW.