Когда-то власти решили, что без общественных обсуждений идей, выдвигаемых госорганами, никак не обойтись. Народ должен дружно поддерживать их умные задумки.
И нечего потом гражданам ворчать, что с ними не советовались.
Не надо было отмалчиваться!
Хотя, кажется, в последнее время продолжающиеся по инерции подобные обсуждения превратились в некую профанацию. Толку от них нет никакого. На одни нововведения общественность просто не реагирует и власти их спокойно принимают. Но когда граждане (иногда, конечно) начинают активно выступать против, тогда начальники считают, что люди ничего не понимают в нововведениях. После чего продолжают гнуть свою линию. Так было при изменении флага страны, нечто подобное наблюдается и при стремлении мэрии Бишкека извести на нет в городе троллейбусное движение. Да и с предложением по ограничению движения автомобилей в городе по номерам никто не кричит «ура».
Против уничтожения троллейбусов, как было отмечено на сессии столичного горкенеша, выступили более трёхсот человек, приславших письма в адрес избранников. Кто-нибудь в муниципалитете к этому морю голосов прислушается? Вряд ли. Мэр Айбек Джунушалиев прямо заявил, что не понимает горожан. Он вроде бы всё так хорошо придумал, а народ против. Тяжело в таких условиях что-то кардинально менять. Вот и кажется, что обсуждения, объявляемые скорее для проформы, ни что иное, как некая игра в демократию, когда власть громко заявляет, что она хочет слышать мнение граждан, правда, уши у неё при этом прикрыты.
Много уже сказано и про ограничение движения в Бишкеке. Уже не рядовые граждане, а лидер одной их депутатских фракций горкенеша Кадырбек Атамбаев в соцсетях прямо заявил, что и платный въезд в Бишкек, и ограничения передвижения по номеру — ненужная, неразумная и несвоевременная мера, которая вызовет больше проблем, чем что-то решит. «Если мы изучим города, где введен платный въезд автомобилей в центр города, такие как Лондон, Милан и Стокгольм, то сразу же заметим разительно отличающийся уровень бедности с Бишкеком, кардинально другой уровень государственного соцобеспечения и кардинально отличающийся ВВП на душу населения, — отмечает Атамбаев. — Уровень бедности в Бишкеке только в 2022 году превысил 35 процентов, и он стал ещё выше после трёхкратного увеличения города в размерах. Введение платного въезда и ограничений может спровоцировать социальный взрыв, так как многие жители просто не смогут позволить себе дополнительные расходы, у многих жителей нет альтернативы автомобилю».
Атамбаев заметил, что в городах, где существует плата за въезд, она была принята на референдуме – и только после нескольких лет обсуждений и детального объяснения того, куда полученные средства будут направляться. Фактически это налог. Но он может вводиться только тогда, когда система общественного транспорта уже работает отлично. При этом сам город подходит для полного перехода на общественный транспорт и может похвастаться пешеходной доступностью. Важно помнить и об опыте Эдинбурга и Гонконга, где в итоге от подобных мер отказались.
Обратил депутат внимание и на задумку мэра, на которую в бюджете нет средств. Речь о строительстве крайне спорной канатной дороги, чья вместимость не будет превышать возможностей одной троллейбусной линии. Однако градоначальник планирует направить на этот проект четверть городского бюджета — 5 миллиардов сомов. Хотя за эти деньги город мог бы обустроить 5 000 скверов среднего размера или построить 50 школ или детских садов в жилмассивах. Кто знает, может новые штрафы как раз и нужны для оплаты затрат на канатную дорогу, против которой уже выступили урбанисты?
Отметил Атамбаев и другой пример, как он написал, «избавления от бедного мышления — это спокойное уничтожение инфраструктуры троллейбусной сети, оценённой специалистами в 10 млрд сомов (это половина городского бюджета за год). При этом мэр мечтает о закупке электробусов вместо троллейбусов на сумму в 50 млн долларов США, несмотря на данные научных институтов и международных организаций об их дороговизне и меньшей практичности. В то же время Прага и Алматы, города несравненно богаче Бишкека по бюджету, закупают троллейбусы и восстанавливают свою сеть из соображений практичности и экономии вслед за самым дорогим городом мира — швейцарским Цюрихом.
Озвучил Атамбаев и крамольную мысль. Он считает, что вместо того чтобы направлять ресурсы на строительство Асмана, следует инвестировать в развитие городов-спутников и пригородной транспортной инфраструктуры. При этом следует перенаправить фокус внутренней миграции, продумать нормальную инфраструктуру для пешеходов, общественного транспорта и велосипедистов.
И вообще, вместо поспешных и необдуманных решений, мэрии нужно создавать удобные и доступные условия для всех жителей города, чтобы переход на общественный транспорт и пешеходная доступность стали притягательной, а главное — возможной альтернативой.
* * *
Мэр Айбек Джунушалиев всё-таки услышал голоса, раздающиеся против его задумок. Он заявил: «Проект постановления сейчас находится на общественном обсуждении. Если будут конструктивные замечания, предложения, мы их учтем. Огульно говорить, что эту меру не нужно принимать, нельзя. Мы не первые, кто это предлагает. Очень много стран и городов, которые уже применяют этот метод. В Австрии вообще автомобилям с иногородними номерами запрещено въезжать в столицу. Мы же выбрали мягкое решение этого вопроса. Мы не зацикливаемся на четных и нечетных числах. Один раз в неделю предлагаем горожанам отказаться от личного транспорта».
Напомним, что городские власти предложили запретить ездить по понедельникам машинам, если последние цифры их госномера заканчиваются на 1 или 2; по вторникам — 3 и 4; по средам — 5 и 6; по четвергам — 7 и 8; по пятницам — 9 и 0. В выходные могут ездить все. При несоблюдении этих условий муниципалитет предлагает штрафовать водителей личных авто на тысячу сомов, а машины, принадлежащие юридическим лицам — на пять тысяч сомов. Утверждают, что это -делается исключительно для борьбы с пробками в городе. Заодно надеются, что это скажется на улучшении экологии и, естественно, на пополнении столичного бюджета.
Александр НИКСДОРФ.