В Русском доме в Бишкеке показали документальный фильм иркутского режиссера Елены Туринцевой «Чума во время любви». Картину презентовала сама автор, а также приехавшие с ней героиня кинорассказа Галина Петровна Беловежец и её старшая сестра Ольга Петровна Кузьминых (в девичестве Тарасовы).

Почему фильм, снятый автором с берегов величественной Ангары, решили продемонстрировать в Бишкеке? Просто герои картины самым непосредственным образом были связаны с Кыргызстаном. Они много лет назад жили в Пржевальске, который ныне именуется Караколом, и это нашло отражение в киноповествовании.

Документальная лента посвящена подвигу, а иначе это и не назовёшь, советских специалистов, победивших в годы Великой Отечественной войны вспыхнувшую в далеком 1942 году в глубине Западной Монголии масштабную эпидемию чумы. На борьбу с ней была направлена группа советских специалистов из врачей-эпидемиологов, зоологов, лаборантов. В тяжелейших условиях они самоотверженно боролись с «черной смертью», спасали людей, испытывая на себе новые способы введения противочумной вакцины. И в то же время влюблялись, женились и рожали детей. Место, где вспыхнула эпидемия и куда приехали их родители, поселок Заг, расположенный в девятистах километрах к западу от Улан-Батора.

В фильме показаны архивные кадры, исторические фотографии, рассказы свидетелей, помнивших времена эпидемии. Также есть и игровые элементы — реконструкции тех страшных событий, экранизация народных легенд, которые прекрасно сняли монгольские телевизионщики.

В основе картины история жизни сотрудников Иркутского научно-исследовательского противочумного института Сибири и Дальнего Востока — биолога Петра Тарасова, врачей Василия Смирнова и Елены Демидовой, их детей.

Ольга Петровна Кузьминых, Галина Петровна Беловежец и Елена Туринцева среди зрителей

Как рассказала Елена Туринцева (по первому образованию она биолог), идея фильма возникла в 2015 году, когда её университетский преподаватель Галина Беловежец — дочь Петра Тарасова, родившаяся в Монголии, поведала ей историю своей семьи. И как они со сводным братом Марком Демидовым по случаю их семидесятилетия решили побывать в местах, где работали их родители, где они появились на свет.

— Меня так взволновала эта драматическая история, сильно восхитили эти люди, — вспоминает Туринцева. — Какой надо было обладать отвагой, чтобы поехать бороться с чумой, когда от неё в то время умирали 80 процентов заразившихся! Это сейчас болезнь лечат антибиотиками, а тогда от этой страшной напасти лекарств не было. Мне очень захотелось снять фильм про эту историю.

Уже на следующий год начались съемки в Иркутске. А затем киногруппа вместе с главными героями истории отправилась в Монголию. Создание фильма поддержали многие организации и частные лица в России, Монголии и Кыргызстане. В декабре прошлого года премьера фильма состоялась в Русском доме в Улан-Баторе, и зрители очень тепло её приняли.

Фильм начинается со страшных кадров умирающих от чумы людей. Им на помощь и на борьбу с эпидемией и был направлен отряд советских специалистов, в числе которых были эпидемиолог Петр Тарасов, приехавший в Монголию с женой Надеждой и дочерьми. Врач Елена Демидова — мать Марка — тоже отправилась в командировку с малолетними детьми и впоследствии вышла замуж за Василия Смирнова, с которым прожила 30 лет и родила ещё троих детей.

Галина Беловежец (Тарасова) и Марк Демидов-дети Петра Тарасова. В фильме они рассказывают о самоотверженной работе своих родителей.

Их отец был зоологом. Благодаря своей специализации, сумел найти способ раннего обнаружения очагов чумы. Он догадался, что останки разносчиков чумы — тарбаганов, которых у нас называют сурками, можно найти в гнездах хищных птиц. Ведь заболевшие грызуны становились для них лёгкой добычей. Учёный отметил, что птицы охотятся в радиусе примерно 25 километров от своих гнезд. Вот на этой территории и нужно было принимать оперативные меры, чтобы предотвратить распространение заражения.

В те годы, борясь с эпидемией, всех заразившихся людей изолировали, а юрты, в которых находились умершие, сжигали вместе с трупами. Не заболевшим вводили противочумную вакцину, которая была разработана в начале прошлого века. Именно с ней был связан смелый эксперимент, который поставил врач-эпидемиолог Василий Смирнов. Он намеренно заразил себя чумой, прыснув в глаза вакцину. Пошёл на это потому, что многие монголы боялись инъекций, поэтому вакцинация шла плохо. Смирнов, прежде чем решиться на этот опыт, провел множество экспериментов на животных.

После того, как заразил себя, он вел дневник наблюдений за развитием болезни и её исходом. Несмотря на доходившие из Москвы требования прекратить эксперимент, он довёл задуманное до конца. В итоге выздоровел и доказал эффективность нового принципа вакцинации. Благодаря этому способу в Монголии были привиты от чумы 116 тысяч человек. Эпидемию остановили.

Позже Василий Смирнов стал доктором медицинских наук, работал директором научного института. Он участвовал в обследовании потенциально опасных территорий и открыл десятки природных очагов чумы в СССР, Монголии и Китае. Принимал участие в ликвидации двух с половиной десятков вспышек чумы, сибирской язвы, сыпного и брюшного тифа.

* * *

Из Монголии герои фильма отправились в Кыргызстан. Так уж сложилось, что перипетии жизни привели иркутских учёных после завершения их нелёгкой миссии в Монголии в Кыргызстан. В 1950 году Тарасов с женой Надеждой Грязновой переехал в Пржевальск. Там он стал начальником зоологического отдела противочумной станции. На берегах Иссык-Куля прожил до самой кончины в 1960 году, где и был похоронен. А его семья перебралась в Иркутск.

Галина Петровна в Каракол приехала почти через шестьдесят лет, а Марк Петрович здесь никогда и не был. Но они очень хотели найти могилу Петра Тарасова. Конечно, прошедшие полвека с лишним не вселяли оптимизма, но стремление поклониться праху отца было огромным. На поиски ушло несколько дней. И с большим трудом при помощи местных жителей они всё-таки смогли найти в густых зарослях металлическое надгробие с табличкой, на которой едва можно было разобрать надпись. С трудом читаемая фамилия Тарасов и дата смерти указывали, что именно здесь покоится Петр. Дети расчистили могилу и установили на ней новый памятник. Свидетелями этого стали и зрители.

 

* * *

Марк Демидов в Монголии

Работа над фильмом шла восемь лет. К сожалению, Марк Демидов не дожил до премьеры. Он скончался в 2021 году. Но будучи членом Союза журналистов, он написал несколько книг, среди которых — «Моя родная Монголия. По следам родителей». В 2018 году эта книга была переведена и издана в Монголии. В книге Марк Павлович написал: «По прибытии в Заг моей матери, Елене Демидовой, привезшей с собой двух малолетних сыновей, пришлось активно заниматься созданием первой в северо-западной Монголии противочумной станции: строительством юрточного и палаточного городков, организацией карантинного режима и противочумных мероприятий, выявлением всех умерших от чумы, заболевших и членов их семей, сбором и обработкой полевых материалов, изучением штаммов возбудителя чумы, составлением скрупулезной отчетности». Это было давно. И через семьдесят лет, побывав здесь с сестрой, он сам всё это пережил, будто был участником тех событий. Как заметила Ольга Петровна: «Отцы наших сверстников воевали. Наш отец на фронте не был. Но всегда был на передовой».

Окончание фильма зрители, среди которых были работники Республиканского центра карантинных и особо опасных инфекций, в том числе приехавшие из регионов страны, встретили аплодисментами. Затем состоялся теплый разговор с режиссёром и героиней фильма, обмен сувенирами.

Александр НЕНАШЕВ. Фото автора.