Практически на ровном месте в Бишкеке разразился конфликт между жителями улицы Суеркулова, которую по-прежнему многие называют Донецкая, и мэрией столицы.
Всё началось с того, что мэрия наконец-то решила отремонтировать здесь в усмерть убитую дорогу. Тут бы жителям улицы и остальным владельцам машин, проезжавшим по диким колдобинам, как на испытательном полигоне, только спасибо сказать, ан нет. Народ начал возмущаться. Конечно, речь не идёт об асфальте и прочих атрибутах транспортной инфраструктуры, которые власть погрозилась обновить. Люди буквально встали на дыбы, когда узнали, что вместе с ремонтом дороги, решено повыпиливать и обрамляющие её деревья.
Вообще в последнее время деревьям в столице не везет – их успешно поедает какая-то гадость, с которой городская власть справиться не в состоянии. В прошлом году ничего для защиты деревьев делать не стали, поскольку, как признавался мэр Иса Омуркулов, поздно утвердили городской бюджет и не успели выделить средства на борьбу с минирующей молью. Все силы на спасение зеленого наряда столицы обещали кинуть в нынешнем году. И кинули. Однако бросок получился весьма странный. Кроме как прожирания пятнадцати миллионов бюджетных сомов, результата никакого не достигли. Деньги исчезли, а проблемы с деревьями остались. На следующий год, наверное, мэрия запросит сомов побольше, сразу миллионов двадцать пять, чтобы моли было что сжевать, а чиновникам и примазавшимся к ним товарищам что распилить.
Но если бы столичная власть успокоилась только на распиле денег. Так, нет. Под руководством Омуркулова, активно ныне взявшегося за ремонт дорог, под пилами пропадают сотни многолетних деревьев, посаженных предыдущими поколениями фрунзенцев. Страшно признавать, но мэр упорно и целенаправленно превращает Бишкек из города-сада в каменную пустыню. Похоже, желание вырубить дубы на Суеркулова, всего лишь очередной шаг к заветной мечте. Жители в панике. Если нынешним жарким летом здесь, как и раньше, ездить было невозможно, то гулять в тени раскидистых дубов было одно удовольствие. В отличие от многих улиц, из которых фактически сделали сковородки. Так неужели теперь и здесь прогулкам придёт конец!
Трудно поверить, что никто не сказал Омуркулову, что после реконструкции Ошского базара, которой он так гордится, все прилегающие улицы просто облысели, а металлические щиты, из которых сделали загончики для бишкекчан, только добавляют жару. Сам-то Иса Шейшенкулович, похоже, это не видит. Даже на отходящей от базара улице Токтогула от проспекта Молодой гвардии до Бейшеналиевой постарались всё вырубить, не говоря уже об участке вдоль базара. По таким улицам не то, что ходить, даже смотреть на них страшно. А попробуйте без ущерба для здоровья пройти по проспекту Чуй мимо больших магазинов «Детский мир» и «1000 мелочей»! Хозяева этих торговых центров с лёгкой душой и с одобрения мэрии уничтожили некогда тенистые аллеи, чтобы сделать парковку для авто и обеспечить хороший обзор своих фасадов с рекламными баннерами. Но это только мы вздрагиваем и возмущаемся. Омуркулову, который рассекает по городу в джипе с кондиционером, на подобные сантименты наплевать. Он человек деловой и, похоже, мэрские ребят, вырубленным в городе лесом ещё и приторговывают, причем идут деревья не только на дрова, но и в качестве деловой древесины.
Об отношении мэра к зеленым насаждениям стало ясно после его привета жителям Донецкой: «Ранее по краям дороги были высажены деревья. На сегодня они свою функцию выполнили, мы будем освобождать улицу от них. Время пришло, надо вырубать. Но там немного, всего около двух километров».
Что значит, деревья «свою функцию выполнили»? Свою функцию отвратительно может выполнять мэр, но его «вырубить» с захваченного в дни переворота места никто не может. А деревья «работали и работают» исправно, не только укрывая людей в тени, но и поглощая углекислый газ, и вырабатывая кислород, потребляемый, кстати, Омуркуловым не меньше других бишкекчан, которых он старается оставить без деревьев. Правда, градоначальник, похоже, про эти функции деревьев не знает, считая, что они своим раскачиванием только ненужный ветер создают.
И всё же, после встречи с возмущенными горожанами, мэр пообещал, что деревья постараются оставить, хотя они и мешают расширить дорогу. Люди хотят мэру верить. Но уже на следующий день здесь начались мелкие то ли подрезки деревьев, то ли тихая вырубка.
Так откуда такая нелюбовь к деревьям у нынешней столичной власти? Неужели, это врождённое? Помнится, бывший переходный президент Роза Отунбаева заявляла что-то о Великом кочевье. Если Омуркулов буквально воспринял те слова однопартиицы и считает себя кочевником на джипе, то становится ясно, что посадка деревьев и кочевой образ жизни вещи несовместимые. Естественно, каждое уведенное кочевником дерево расценивается не более, чем источник дров для костра.
Кстати, довелось мне побывать в Израиле. Там, в отличие от Кыргызстана, не было ни одного деревца, дарованного природой – каждое посажено руками жителей. Поэтому и отношение к деревьям у жителей страны весьма трепетное. Обратил внимание и на парковку машин, о которой нам вещает И. Омуркулов, заявляя, что этому мешают зелёные насаждения. Так израильтяне прекрасно устраивают их, при этом не спиливая деревья. Значит можно всё совмещать? Конечно, можно. Нужно только иметь желание и хоть чуть-чуть думать. О людях, о природе и уже потом о машинах!
Александр НИКСДОРФ.