Желание правительства внедрить в стране 12-летнее образование вызывает у общественности массу вопросов. Старшее поколение, помнящее, что ему прекрасно хватило и десяти лет учёбы в школе, чтобы освоить все предметы, необходимые для общего развития, а потом ещё и в институтах учиться с этим багажом, просто в недоумении.

Нынешние учатся одиннадцать лет. При этом многие с радостью покидают школу после 9-го класса, несмотря на придумки законодателей установить в стране обязательное получение всеми учениками полного среднего образования. Заявления, что всем нужно отсиживать в школе полный курс, результата не дают. Сами школы хотели бы с удовольствием уменьшить число учеников, для которых зачастую просто не хватает мест.

Так для чего держать детей в школе двенадцать лет? Только потому, что так делают в ряде зарубежных стран? Так они там таблицу умножения в пятом классе изучают. Неужели это пример для подражания?

Я окончил школу более пятидесяти лет назад, но прекрасно помню, как в первом классе, куда я пошёл в семь лет, мы сначала учились писать и считать. Бeз труда освоили всё, и никто тогда не утверждал, что это нужно было знать ещё в детском саду. Ведь школа для того и предназначена, чтобы учить детей. Сейчас чиновники требуют, чтобы в первый класс дети приходили подготовленными. Малышам в детсадах бегать и играть бы, а им устраивают учёбу. Бедняги!

Допустим, подобный подход действительно оправдан и позволяет детям лучше осваивать школьную программу. Можем ли мы при этом с уверенностью говорить, что в целом по стране результаты учёбы у нас замечательные? Вряд ли. На это работники Минобразования заявляют, что пробелы в обучении связаны с тем, что не все детки прошли предшкольную подготовку. И когда они сели за парты, то учителя не смогли их толком обучить. Поэтому впредь всё будет по-другому. Так, может быть, проблемы в учителях, а не в детях?

Депутаты парламента, не в полной мере понимающие, как действительно будет происходить школьная реформа, призвали на заседание комитета по соцполитике министра образования и науки Догдуркул Кендирбаеву. Пусть разъяснит законодателям. Если те поймут, как будет хорошо, то и до остальных граждан, возможно, дойдёт.

Самое главное во всей истории с двенадцатилеткой, о чём в очередной раз поведала дама, ответственная в стране за образование, что на этот проект (а как ещё можно назвать-то, что собираются проделать) Азиатский банк развития даёт грант в 20 миллионов долларов. Вот за эту халяву, застилающую глаза обилием нулей, чиновники готовы делать что угодно. Могут даже сплясать. В дополнение к гранту ещё столько же денег предоставляют в качестве кредита. Аж на 32 года! При этом льготный период, когда за кредит нужно будет платить всего один процент годовых, составит восемь лет, а в оставшиеся 24 года кредитная ставка будет 1,5 процента. Выгодно ли это? Наверное. Особенно начальников греет грант, который не надо отдавать. Как не порадоваться, когда деньги сами текут в руки? А кредит, надо думать, будут возвращать совсем другие люди.

Поэтому в нынешнем правительстве готовы Смело соглашаться на все условия.

Министр заявила, что 12- летнее образование включает подготовку детей в подготовительных группах детских садов. Это, по её словам, и есть первый год обучения — то есть, первый класс. Сразу хочется спросить, если итак уже всё как бы действует, так стоит ли огород городить? Глава ведомства уверена, что стоит, ведь если «не сменить табличку» на двери комнаты, где учат маленьких детей, то денег не дадут. А их очень хочется получить.

Депутаты, сделав вид, что не всё поняли, попросили уточнить, будет ли подготовка детей в детских садах считаться первым годом 12-летнего обучения. Тут глава ведомства пустилась в пространные рассуждения и поведала, что сейчас уже 90 процентов детей шести лет проходят подготовку в нулевом классе. Для них зарубежными экспертами придумана программа «Наристе», предусматривающая 480 часов занятий. При этом, что очень важно, на оплату преподавателей выделено 800 миллионов сомов.

Министр пояснила: «Освоив программу, дети знают буквы, цифры, умеют из слогов складывать слова и учить стихотворения. Потом в 1-м классе они повторяют то же самое. Эти надоедающие процессы будут исключены. С этого года программу 1-го класса будут проходить дети 6 лет. В 1-м классе дети начнут обучаться по программе нынешнего второго класса».

По всему выходит, что Кендирбаева фактически признаёт бесполезность занятий по «Наристе», если в школе дети начинают всё учить заново? И им это скучно! Но впредь всё будет иначе. Нынешний нулевой класс, как мы уже почти поняли, станет называться первым. Получается, что дети и сейчас учатся двенадцать лет, если брать в учет дошкольную подготовку.

Несмотря на то, что сейчас многие дети оканчивают школу в восемнадцать лет, министр упорно твердит, что двенадцать классов они будут завершать в семнадцать? Либо с арифметикой у руководителя не очень хорошо, либо детям придётся начинать учиться в пять лет. И в министерстве об этом уже заговорили. Разработав новое положение о школах, они планируют разрешить принимать детей в первый класс хоть и не с пяти, а с пяти с половиной лет, если те, конечно же, психологически и физиологически будут готовы. При этом, надо думать, разгрузятся детские сады, которых недостаточно. Зато переполнятся и без того забитые школы. А то, что не будет хватать учителей, так не беда — кабмин принял постановление, по которому учить детей могут даже студенты 3-4-х курсов. Качество обучения при этом, конечно же, улучшится. Уж в этом-то никто не должен сомневаться.

Кстати, президент Кыргызской академии образования Назира Дюшеева отметила, что возраст поступления в первый класс составит, как и раньше, шесть-семь лет, и только при согласии родителей — 5 с половиной. И как бы министр ни пыталась нас запутать, а школу детки будут оканчивать в 18-19 лет.

В министерстве уже даже придумали, как перейти на 12- летнее обучение нынешних школьников. Для этого им устроят «перепрыгивание», точнее так же, как и дошкольникам сменят таблички. Ученики 3-го класса окажутся не в четвёртом, а сразу в пятом, шестиклассники — в восьмом, а девятиклассники — в одиннадцатом. Этому, как отметила Кендирбаева, их научили эксперты. Она сказала: «Перепрыгивать класс будут только один раз. При этом программа будет преподаваться та же самая».

Так для чего всё- таки нужно учиться в школе двенадцать лет? Министр твердит, чтобы поступать в зарубежные вузы. Поэтому в старших классах будут преподавать физику, математику, лингвистику, программирование, а также обучать школьников на швей, поваров, плотников. Видимо, пока наши девочки не научатся шить фартуки, а мальчики сколачивать табуретки, в зарубежных университетах, не говоря уже про местные, им явно делать нечего.

МЫ ГИМНАЗИЕВ НЕ КОНЧАЛИ…

Но на двенадцатилетнем образовании реформы не заканчиваются. Министерство решило, что впредь в Кыргызстане не будет школ-гимназий. Они все станут общеобразовательными.

Для этого новшества даже подготовили проект постановления кабмина, который вынесли на общественное обсуждение. Согласно документу, ведомство совместно с местными госадминистрациями до 18 августа должно переименовать гимназии и лицеи в общеобразовательные школы. Хотелось бы понять, вместе с изменением статуса школ и уровень обучения в них должен понизиться?

В постановлении оговаривается даже норма наполняемости классов. Минимальная -10 учеников, максимальная в сельской школе — 30 человек, в городской — 36. Что делать школам, в которых в классы набивается до полусотни учеников, в министерстве не придумали. Просто прописали, что такого быть не должно.

Примечательно, что «для увеличения доступа к качественному образованию с учетом образовательных потребностей обучающегося и при наличии соответствующих условий и материально-технического обеспечения общеобразовательная школа может получить статус онлайн- школы». Это здорово. Учитывая, что школ пока всё равно не хватает, разрешается создавать виртуальные учебные заведения. Опыт пандемии всем в помощь.

Депутат Дастан Бекешев на заседании Жогорку Кенеша рассказал, что к нему обращаются учителя некоторых столичных школ, которые перестают быть гимназиями, с жалобой, что зарплата будет сокращена на 15 процентов. Он спросил у министра Кендирбаевой, в связи с чем Минобразования проводит такую политику?

Она ответила: «Мы, как исполнительный орган, лишь выполняем требования закона. В новом законе об образовании нет таких понятий, как школы-гимназии».

— Значит, виноват новый закон? — уточнил депутат.

На это министр твердо заявила: «Мы полностью будем его исполнять».

Ай-я-яй! Это кто же такой закон придумал? Только ли депутаты над ним работали или министерство тоже приложило руку? Помнится, что шёл разговор о согласованном законопроекте, в который образовательное ведомство вносило свои идеи. А сейчас выходит, что они простые исполнители чьей-то воли?

В то же время в министерстве отметили, что сокращения зарплат пока не будет. Предусмотрено сохранение за учителями и руководителями, работающими в гимназиях и лицеях по состоянию на 18 августа 2024 года, повышенных размеров ставок и должностных окладов (на 15 и 20 процентов соответственно). Правда, эта благодать будет радовать педагогов только до окончания периода действия срока сертификата об аккредитации этих заведений. Потом надбавки исчезнут. Побаловали учителей гимназий и хватит. Они должны быть как все.

Александр НИКСДОРФ. Фото www.