Кабинет министров Кыргызстана 15 марта принял решение о переходе школ на 12-летнее образование. Отмечается, что при переходе на 12-летнее обучение обязательным школьным образованием будут охвачены 100% 5-6-летних детей. Школьников будут обучать по учебникам, разработанным в Сингапуре, то есть по стандартам Кембриджа.

Переход на 12-летнюю модель школьного образования — одна из самых обсуждаемых в последнее время тем в Кыргызстане. Но не все представители системы образования поддерживают нынешнюю реформу образования и хотят высказаться, болея душой за будущее наших детей и внуков. Редакция решила поинтересоваться мнением одного из таких неравнодушных людей — бывшего директора, а ныне учителя географии средней школы №5 г. Кара-Балта Людмилы Викторовны Кочелевой, имеющей стаж педагогической работы 44 года, одного из авторов учебников по географии на русском и кыргызском языках для учащихся 6, 7, 8 классов, и она любезно согласилась.

— Я была одним из участников Второго проекта образования Азиатского банка развития по разработке Национального куррикулума и оценке качества обучения, учебников и учебных материалов с 2007 по 2010 год. Куррикулум заменили государственным стандартом, разработали предметные стандарты, обеспечили школы учебниками по некоторым предметам, в основном для начальной школы. А вот учебников, рабочих тетрадей, методических пособий по многим учебным предметам для средней и старшей школы ни дети, ни учителя так и не увидели.

Пытаясь перенять что-то у системы образования у более развитых стран, в нашей стране проводят «революцию» в образовании. Что в результате получается? Предметные госстандарты создаются без учета межпредметных связей, то есть госстандартов по другим предметам. Нет общей взаимосвязанной системы. Госстандарт приняли, а учебников или всего учебно-методического комплекса, состоящего из учебника, рабочей тетради и методического пособия для учителей, нет. Пока за 2-3 года подготовят учебники, уже пора принимать новый госстандарт более высокого уровня. А как заниматься детям и преподавать учителям без учебников? В 2023 году были утверждены новые предметные стандарты, но учебников все еще нет. Теперь снова будем ждать новые стандарты? Мы постоянно находимся в каком-то «переходном» периоде от реформы к реформе. Каждый раз мы меняем госстандарты в то время, как качество знаний наших учащихся снижается.

— Вы считаете, что реформировать систему образования и внедрять 12-летнюю модель нет надобности?

— Я во многом согласна с мнением заведующего кафедрой русского языка и литературы Кыргызского государственного института имени И. Арабаева Гульжигитом Сооронкуловым, которое он высказал в одном из своих интервью. Нужна не «революция», а эволюция, постепенное изменение системы образования, и прежде всего — с учетом нашего менталитета, особенностей нашей страны, а не стран зарубежья. Реформировать ничего не надо, надо просто привести в порядок и к определенной системе уже существующее образование с некоторыми нововведениями.

Неужели мы не можем своими силами создать свою особенную систему образования, приемлемую в нашей стране? Ведь цель нашего образования — готовить кадры не для того, чтобы молодое поколение уезжало в зарубежные страны, а для того, чтобы молодёжь оставалась в стране и укрепляла ее экономику и статус. Неужели у нас в стране не осталось достойных, образованных, компетентных кадров, которые могут это сделать?

—  Что Вы предлагаете?

— Если учесть нулевые классы, то у нас уже сейчас 12-летнее образование.

Приводя в пример 12-летнюю систему образования других стран, многие забывают, что там учащиеся отдельно учатся в начальной, средней и старшей школах. У нас же этого нет.

Собираясь отправить в школу 5-6- летних детей, мы абсолютно не учитываем возрастные особенности детей младшего возраста и таким образом просто лишаем их детства: 5-6- летнему ребенку необходимы определенные условия для учебы и отдыха. Продолжительность уроков у них должна быть меньше, им необходим сон, обед. Значит, надо создавать либо только начальную школу, отделив ее от средней и старшей, либо оставлять детей в детском саду. Там такие условия уже есть.

А достаточно ли в нашей стране детских садов и начальных школ? Нет. Следовательно, сначала надо решать вопросы с открытием новых детских садов и начальных школ.

Опять же уже у нас есть проблема с нехваткой школ, кабинетов. На сегодняшний день демографическая ситуация в стране изменилась: школы в городах и многих селах переполнены — в классах сидят по 40-50 и более учащихся. Не соблюдаются никакие санитарные нормы по количеству детей в классах. А разделить классы невозможно, так как кабинетов не хватает.

Представьте себе, что мы разделим переполненные классы согласно санитарным нормам и в одну общеобразовательную школу города посадим 12 параллелей по 3-5 классов в каждой? Школа при этом должна иметь 40-60 и более кабинетов. Но где их взять? На сегодняшний день это невыполнимо.

Также у нас есть большая проблема с кадрами. Сейчас предлагается ограничить в часах пенсионеров, которые не дают возможности молодым кадрам прийти в школу. Но я еще не видела ни одной школы, куда в очереди стояли бы молодые специалисты! В школы приходят единицы истинных молодых педагогов с желанием работать с детьми. Уйдут старые кадры и всё — детей учить будет некому. Чтобы ни говорили об укомплектованности школ кадрами, сегодня в школах и детских садах осталось где-то 50%, а то и меньше истинных педагогов и воспитателей.

Как правило, молодые специалисты год-два поработают и уходят. И не только потому, что им мало платят, а потому, что многие пошли в педвуз из- за того, что больше их никуда не взяли из-за низких баллов по ОРТ. В прошлом году проходной балл в педвузы был 110 баллов. Думаю, что начинать реформу надо с постепенного повышения проходного балла в педагогические вузы и, конечно же, с качественного обучения студентов.

Чаще всего в школы приходят молодые специалисты, которые и представления не имеют о методике преподавания. Все сегодняшние бесконечные курсы, семинары, вебинары не восполнят этот пробел. Это, наоборот, отвлекает их от учебного процесса. Сегодня учителям просто не дают вести уроки, их постоянно где-то кто-то учит. И я очень сомневаюсь в результатах и качестве того обучения, которое бесконечно проходят учителя. Все должно быть в разумных пределах.

— По словам министра образования, в школах создадут классы с уклоном в профобразование, естественнонаучные, математические, гуманитарные и технологические. В них можно будет получить рабочие специальности и соответствующие сертификаты, благодаря которым выпускники станут более конкурентоспособными на рынке труда.

— Чтобы в старших классах перейти к профильному обучению, необходимо создать для этого определенную базу. Например, швейные машинки — раритет прошлого века — остались только в единичных экземплярах в некоторых школах. Если уж готовить детей к определенной профессии, соответственно необходимо и подготовить кабинеты, оборудованные современной техникой.

— Для обучения школьников при 12-летней модели образования планируется использовать учебники, а значит, методики, выпущенные в Сингапуре по стандартам Кембриджа. Что Вы об этом думаете?

— Про учебники хочется сказать отдельно. Обидно, что представители руководящих органов власти относятся с недоверием и даже с пренебрежением к своим достойным научным и педагогическим кадрам в вузах и школах, считая, что где-то там, за границей — лучше. Планируется покупать зарубежные учебники, платить за них огромные деньги, переводить и адаптировать к нашим, еще не написанным госстандартам. Может, просто обратиться к нашим частным издательствам, которые уже работают с авторами и у которых есть готовые учебники по многим предметам, уже адаптированные к нашим условиям? Ранее ведь предполагалось, что частные издательства могут самостоятельно работать с авторами, а учебники, соответственно, проходят научную, научно-педагогическую, гендерную и антидискриминационную экспертизы. В этом случае и государственные деньги не уйдут за рубеж, а останутся в нашей стране.

Нам самим надо стремиться стать лучше, чтобы у нас перенимали наши лучшие наработки. Вот тогда, действительно, Кыргызстан сможет добиться высокого рейтинга в образовании.

Алина КЛИМЕНКО. Фото WWW.