Сколько лет существуют места лишения свободы, столько сидельцы и бегут оттуда. На рывок, подкопом, группами и в одиночку… И случаи эти бывали самые разнообразные. Сегодня мы расскажем о наиболее резонансных из подобных ЧП.
СЛУЧАИ БЫЛИ КАК ТРАГИКОМИЧЕСКИЕ, ТАК И ДРАМАТИЧЕСКИЕ…
В свое время полковник Самаркул Рыспаев, легендарный начальник Управления мест заключения (позже переименованное в Управление исправительно-трудовых учреждений МВД), упоминал курьезный Факт: в 1964 году из фрунзенского СИЗО-1 в ходе ремонтных работ по подземным дырам бежали сразу 9 человек. Так вот двое из них, заплутав в канализационных хитросплетениях труб, по ошибке… снова вернулись в свою же камеру! Остальных семерых поймали в течение трех дней.
А глава ветеранской организации «Сый-Урмат», бывший руководитель пенитенциарной службы КР, полковник в/с в отставке Советбек Арбаев, приводил другой, но уже жуткий пример. В одной из колоний осужденный попытался сбежать по верхним линиям электропередачи, надев на ноги специальные приспособления. Заметивший его с земли военнослужащий начал, как предусмотрено инструкцией, стрелять на поражение. Так вот из повисшего на проводах мертвого человека прямо сверху на бедного солдата стали вываливаться его внутренности… После пережитого боец испытал сильнейший стресс, и по дальнейшему поведению было понятно, что психика его просто не выдержала, комиссовали парня в итоге…
БРОСОК ЗА БОРТ
80-е годы XX века. Время-то, помните, какое было? Пенитенциарная сфера дышала на ладан, охранные сооружения устарели донельзя, нехватка кадров, надзор и режим ослаблены. Тут просто грех не «сделать ноги»!
Пожалуй, наиболее громкий факт отмечен в 1983-м в Сокулукском районе, причем связан он с групповым побегом во главе с отчаянным политзаключенным, сумевшим прорыть для обретения свободы один из самых длинных тоннелей в богатой летописи уголовно-исполнительной системы нашей республики. Эта история настолько невероятна, что могла бы лечь в основу увлекательного кинобоевика, где были шпионские страсти, палаты психбольницы, решетки следственного изолятора…
Впрочем, давайте обо всем по порядку, с самого начала.
…Безлунной ночью 13 сентября 1973 года круизный теплоход «Иван Франко», курсировавший рейсом Батуми — Стамбул, лег в дрейф неподалеку от турецкого побережья. Молодой пассажир каюты-люкс попрощался с супругой Людмилой, с сынишкой, затем отворил иллюминатор и скинул вниз заранее припасенный резиновый спасательный плот с провиантом и всем необходимым, включая запаянные в целлофан документы. Упав на воду, спецплот мгновенно раскрылся.
«Пора!» — выдохнул он и смело бросился в забортную волну с огромной высоты…
Ни члены команды, ни пассажиры судна не заметили исчезновения таинственного мужчины, все были погружены в сон или заняты вахтовыми делами. А он на своем плоту был уже далеко. Подстегиваемый мыслью о возможной погоне, мужчина отчаянно греб к желанному берегу. Силы его утроились, когда 16 сентября в предутренней дымке показались очертания курортного городка Фындыклы. Вскоре его обнаружил пограничный наряд и передал в руки турецкой контрразведки в Трабзоне. Так начиналась многолетняя и опасная эпопея Валерия Георгиевича Янина, насыщенная удивительными событиями, в том числе связанными с нашей местной реальностью…
ИЗ ТУРЦИИ В ГЕРМАНИЮ, А ОТТУДА — В НЬЮ-ЙОРК
Валерий Янин, уроженец г. Куйбышев (ныне Самара), в 1968 году с отличием окончил Черниговское военно-авиационное училище. Диплом ему вручал, кстати, легендарный ас Иван Кожедуб.
Казалось бы — служи да радуйся!
Однако ожидания новоиспеченного лейтенанта столкнулись с суровой казарменной реальностью. Нормального жилья не было, в дивизии царило повальное пьянство, старшие офицеры, не таясь, торговали дефицитными товарами и техникой. Госпропаганда и командование говорили одно. А Янин видел вокруг совсем другое и начал открыто проявлять недовольство существовавшими условиями и порядками. Позже он еще и ногу сломал в ДТП, и ему грозил перевод не в истребительную эскадрилью, о которой он мечтал, а на Дальний Восток, в малопрестижную военно-транспортную часть…
В итоге он решил бежать за кордон. Выехал на Черное море с супругой и сынишкой, жене Людмиле рассказал легенду, что якобы является резидентом КГБ и ему срочно нужно пробраться в Турцию. Нелегально, со спецснаряжением. И, прыгнув за борт теплохода «Иван Франко», он на своем плоту оказался-таки за границей, о которой столько грезил…
Сначала пару месяцев арестованного Янина трясла местная контрразведка, подозревая, что он не перебежчик, а подосланный Москвой разведчик. Но убедившись, что летчик говорит правду, турки передали его в руки кадровых офицеров ЦРУ. Те, после допросов, согласились помочь Янину, и в ноябре 1973 года вывезли из Анкары во Франкфурт-на-Майне, а уже оттуда — в США.
Весной 1974 года Янин оказался в Нью-Йорке. Там его встретил князь Владимир Голицин (1942-2018 гг.), староста Синодального собора знамения Божией матери в Нью-Йорке и президент Русского дворянского собрания в Америке, который всячески помогал перебежчикам из СССР. Экс-офицеру ВВС дали квартиру, ссуду, обучали английскому языку, он общался с диссидентами.
СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНЫЙ ЗАПАЫВ И РАЗВОД С МУЖЕМ ПОД НАЖИМОМ КГБ
Безусловно, появление Янина на Западе в разгар «холодной войны» было просто подарком для наших идеологических противников. Казалось бы, обеспеченный сын секретаря Куйбышевского обкома партии, образцовый семьянин, строитель коммунизма с большими перспективами, и вдруг- перебежчик! О бывшем советском летчике говорили «вражьи голоса», писали СМИ. Видать, в закрытой за «железным занавесом» державе царит такая невыносимая жизнь, что из нее бегут, рискуя жизнью, даже такие ценные кадры, как Янин…
На самом деле военно-политическая карьера ему вряд ли светила, поэтому он устроился работать обычным городским таксистом. И очень тосковал по семье, мечтая перевезти их в Соединенные Штаты. После долгих просьб кураторы Янина решили пойти ему навстречу, выдали туристический паспорт, с которым 22 сентября 1974 года тот вылетел в Турцию. Оттуда, огибая погранкатера, Янин поплыл в Союз на лодке. Это был отчаянный заплыв! Весло унесло при отливе, поэтому последние 20 км до берега старший лейтенант преодолевал в ледяной воде вплавь. И сумел-таки выползти на один из пляжей Грузии, уже теряя последние силы…
Перед заброской в Союз его снабдили деньгами, поддельными документами, нужными контактами. Благодаря этому он неузнанным через Батуми и Ростов добрался на поезде в родной Куйбышев, и — невероятно! — смог уговорить жену Людмилу бежать с ним и их 9-летним сыном по опасным волнам на надувном плоту в Турцию, чтобы оттуда, уже проторенным путем, втроем, перебраться навсегда жить в США.
Однако на этот раз план не удался. 15 октября 1974 года их заметили с советского рыбацкого баркаса в 17 км от побережья грузинского городка Поти и сообщили пограничникам. Семью арестовали. Изолятор, допросы, протоколы… Жена покаялась во всем в КГБ и развелась с беспокойным мужем.
16-ЛЕТНЯЯ ЛЮБОВНИЦА И СОРАТНИК ИЗ ПСИХБОЛЬНИЦЫ
Опасаясь уголовной ответственности, Валерий искусно имитирует… душевное расстройство. Хотя до этого, еще при отборе в летный состав, Янин благополучно проходил десятки строгих военно-медицинских комиссий. Как бы там ни было, 16 июля 1975 года по определению военного трибунала его направили на принудительное лечение в Казанскую спецпсихбольницу.
Находясь там, наш пациент знакомится с неким Анатолием Черкасовым, попавшим туда за попытку создания Мангышлакской Хельсинской группы, и уговаривает его после освобождения бежать с ним в туже Турцию…
После «выздоровления», в апреле 1978 года Янин трудоустраивается мастером на шарикоподшипниковый завод в родном Куйбышеве. Знакомится с работавшей там 16-летней Наташей Пятаевой, ставшей его возлюбленной, и тоже склоняет ее бежать из СССР.
Тем временем выходит из лечебницы Черкасов, и трое друзей направились в Крым. Навстречу свободе они прыгнули 17 августа 1979 года с борта теплохода «Молдавия». Однако в полной темноте беглецов сразу же разметало мощными волнами в разные стороны, был утерян сигнальный фонарик, съестные припасы. В итоге Черкасова будет пять суток болтать в море, пока его не подберут в полубессознательном состоянии рыбаки возле мыса Тарханкут, после чего сдадут погранслужбе.
А Валерий с Наташей, несмотря ни на что, упрямо гребли на своей лодке еще трое суток по направлению к вожделенной Турции, сумев отплыть от Крыма почти на 150 км. Уже там их встретило советское торговое судно, предложив помощь терпящим бедствие. Но даже тогда, рискуя погибнуть в нейтральных волнах, Янин отказался подниматься на борт, заявив, что они американские яхтсмены и сами справятся с проблемами. Не вышло! Прибывшие пограничники доставили беглецов на свою заставу в Балаклаву, а оттуда их перевели в СИЗО Симферополя… Уставшая от всего Н. Пятаева признала вину и в марте 1980 года была освобождена.
НЕУДЕРЖИМЫЙ
А что же Валерий Янин? 11 июня 1980 года его приговорили к 5 годам лишения свободы за незаконный переход границы, совершенный повторно. Вначале он отбывал срок в колонии №3 под Куйбышевым. Но там, по отдельным данным, избил криминального авторитета, пытавшегося ограбить его, за что Янина, от греха подальше, этапировали в наш горный край.
Осенью 1980 года герой нашего повествования пробыл до распределения определенное время в СИЗО-1 г. Фрунзе. И, найдя компаньона в лице сокамерника В. Гилева, сходу начинает агитировать его сбежать с ним из тюрьмы, а потом — и за рубеж. Даже снабжает его телефоном и адресом своей пособницы Гривниной из Москвы. Она, кстати, год спустя была осуждена Мосгорсудом «за распространение клеветнических измышлений, порочащих советский строй»…
Однако осуществить свой замысел им не удалось — Янина перевели в ИТК-1 УИТУ МВД Киргизской ССР в селе Молдовановка Чуйской области. И уж тут Валерий Георгиевич развернулся!
Найдя единомышленников среди спецконтингента, он обещал им в случае удачного побега райскую жизнь на Западе, говорил, что за любую информацию о положении советских зеков им там отвалят кучу денег. Янин, как следует из материалов уголовного дела, «собирал материалы о нарушениях прав человека в СССР, переправлял их зарубежным друзьям, подстрекал заключенных к изменническим действиям» и т.д. В общем, по тогдашней терминологии, вел враждебно-подрывную деятельность по заданию иностранных спецслужб в ущерб Родине.
А тут еще его уличили в попытке дачи взятки работникам ИТК-1 с целью перевода в колонию-поселение, где режим содержания облегченный и поэтому можно легко скрыться. Короче, в декабре 1982 года Верховный суд Киргизии прибавил Янину еще 7 лет.
В начале 1983 года неугомонного осужденного переводят в ИТК-19, что в поселке Зеленый Сокулукского района. В колонию строгого режима, откуда до того времени никому еще бежать не удавалось. Никому, кроме Валерия Янина!
ПОДКОП РЕКОРДНОЙ ДЛИНЫ
Уже через два месяца он добивается от администрации исправительного учреждения перевода на работу в санчасть. Как в место, наиболее выгодное для подкопа, так как помещение находилось недалеко от внешнего ограждения зоны.
Выбрав главным соучастником рецидивиста М. Абдыкеева, «узник совести» вскоре сколачивает группу еще из пяти уголовников. С их помощью Янин в итоге сумел сделать подкоп за пределы лагеря. Подземный тоннель длиной более 30 метров (!) рылся практически ежедневно несколько месяцев кряду. Был им отработан и план бегства по маршруту Фрунзе-Ташкент- Туркмения-Иран-Турция. Одновременно его подельники собирали для дальнего «похода» одежду, обувь, деньги…
И вот кульминационный момент. В ночь на 20 июня 1983 года группа Янина совершает тайный побег, который всполошил не только МВД, но и КГБ, с учетом личности лидера беглецов, которого считали чуть ли не американским шпионом.
Являясь вожаком по натуре, он имел поразительную силу убеждать людей. Достаточно сказать, что двое из его шестерки беглецов были агентами оперчасти колонии №19, чья обязанность обо всем криминальном тут же докладывать администрации ИТК.
Так они не только не сдали Янина, а еще и сами, заразившись его идеями, ушли с ним через забор!
Браво операм-розыскникам, благодаря которым «кроты» вскоре были найдены и взяты под стражу. Все, кроме… Валерия! «Летчика-истребителя» поймали, когда он уже добрался аж до Ташкента. Его опознал по ориентировке в транспорте местный милиционер. Еще немного, и Янин мог раствориться в песках близлежащих туркменских Кара-Кумов, чтобы уже оттуда просочиться в Иран и далее, как и задумывал…
По некоторым данным, находясь под следствием в СИЗО узбекского города Самарканд, Янин даже там пытался организовать очередной побег, подбивал на это сокамерников, звал их особой, но был выдан администрации.
ВЕЧНО СКЛОННЫЙ К ПОБЕГУ
Март-апрель 1984 года. Верховный ova Киргизской ССР закончил рассмотрение самого, пожалуй, необычного дела, напоминавшего лихой приключенческий роман. Валерию Янину за побег из зоны и ряд статей УК антисоветского характера дали 15 лет лишения свободы, из которых часть он потом провел в тюрьме в Чистополе, в Татарстане, а затем отправлен в Пермский край РСФСР.
Там Янин в качестве особо опасного рецидивиста был помещен в знаменитый уральский лагерь ВС-389/35 близ поселка Центральный. Здесь с 1972 года содержались активные противники коммунистического режима, распространители самиздата, националисты, сепаратисты, инаковерующие и прочие, «не вписывающиеся в социалистический строй».
Но Янин и там не признавал вины, выдвигая политические лозунги и требуя своего освобождения как политзаключенный, чьи права и свободы нарушены. Устраивал голодовки, угрожал суицидом, неоднократно попадал в ШИЗО, игнорировал все правила и не подписывал каких-либо документов.
По воспоминаниям одного из ветеранов нацбезопасности Кыргызстана, Янин был личностью неординарной. Обладал завидной физической силой и выносливостью, харизмой, аналитическим складом ума, закаленной волей, железным характером. Был смел до безумства и хитер до невероятности.
Валерий Георгиевич был досрочно выпущен на волю 11 сентября 1991 года, будучи помилованным руководством СССР вместе с еще несколькими правозащитниками. Немного прожил в Москве, женился.
…Отсидев в тюрьмах, лагерях и психлечебницах почти 18 лет, Янин в начале сентября 1993 года навсегда уехал в США. Спустя столько лет он все-таки добился своей цели, осев в Калифорнии. И, наверное, был счастлив…
Дастан АСМАН.
Фото из архива автора и www.