«Нас хотят убить»! Примерно так и никак иначе кричат блогеры, когда слышат, что в Кыргызстане возможно строительство атомной электростанции.

Недавно на заседании парламентского комитета по международным делам, обороне, безопасности и миграции депутат Чынгыз Айдарбеков отметил, что последний год Минэнерго активно ведет переговоры по строительству атомной электростанции. Он заявил: «Есть разные мнения. Нужно пригласить всех специалистов, юристов, энергетиков и послушать их, насколько вообще нам нужна АЭС. В Кыргызстане достаточное количество других источников электроэнергии. Если честно, нужно исследовать, нужна ли нам ядерная атомная электростанция. Это опасная вещь. Япония и западные страны уходят от строительства таких станций, а мы наоборот хотим построить».

Парламентарий Нуржигит Кадырбеков тоже заговорил об АЭС. Законодатель отметил, что вопрос возведения подобной станции в стране стал актуальным после аварии на ТЭЦ столицы. Он поинтересовался, возможно ли в перспективе строительство АЭС в республике? Позволяет ли закон это сделать?

Замминистра природных ресурсов, экологии и технадзора Асель Раимкулова ответила, что на сегодня этим вопросом занимается Министерство энергетики. При этом проводится анализ законов и нормативно-правовых актов.

Безусловно, всё должно быть в рамках закона, хотя все понимают, что законы не являются непреодолимой преградой. Их как принимают, так и пересматривают. Например, мы уже обращали внимание, что несколько лет назад был принят закон о полнейшем запрете разработки урановых месторождений. Однако на прошлой неделе кабмин предложил в этот документ внести изменения, позволяющие добывать уран.

Поскольку республика сама не сможет заниматься строительством высокотехнологичного объекта, то, безусловно, к этой работе, если, конечно, дело до возведения АЭС всё-таки дойдёт, привлекут специалистов из России. Мы уже сообщали, что в конце прошлого года в республике было зарегистрировано ОсОО «Энерджи Солюшнс Кыргызстан», действующее под эгидой госкорпорации «Росатом».

О своей деятельности представители Росатома рассказали в Бишкеке в ходе панельной дискуссии «Зеленая энергетика. Оптимизация энергобаланса». Само слово «дискуссия» подразумевало высказывание разных мнений, но так уж вышло, что присутствующие, в числе которых были и депутаты парламента, и представители научной сферы, и зарубежные гости, в основном слушали, хотя и вопросы задавали.

Выступившие депутаты Дастан Бекешев и Сеид Атамбаев рассказали, что им в прошлом году довелось посетить Нововоронежскую атомную станцию, ознакомиться с её работой. Эта поездка убедила их, что развитие атомной энергетики нужно нашей республике. Бекешев тоже сослался на аварию на столичной ТЭЦ, а также на возросшую нагрузку на энергосистему, с которой та не справляется.

Об этом можно было бы и не говорить, поскольку, кажется, многие жители страны уже почувствовали, что у энергетиков не всё идёт гладко. Если в начале отопительного сезона нас убеждали, что все находится под контролем, что не будет веерных отключений, то сейчас отключение света фактически стало нормой. Не в качестве страшилки, а просто констатации факта, энергетики сообщают, что уровень воды в Токтогульском водохранилище приближается к критической отметке. Не исключено, что агрегаты ГЭС придётся останавливать. Жизненного оптимизма гражданам это не придаёт. К тому же сообщили, что один агрегат уже отключили и начинают его ремонтировать. При этом восстановительные работы продлятся до глубокой осени.

На встрече было зачитано послание министра энергетики Таалайбека Ибраева, который хотел, но не смог принять участие в мероприятии. Глава Минэнерго написал: «Как известно, атомная генерация не зависит от погодных условий, позволяет обеспечить стабильные и предсказуемые тарифы на электроэнергию из-за низкой топливной составляющей, обеспечивает базовую нагрузку. В рамках подписанного меморандума с госкорпорацией «Росатом» Министерством энергетики рассматриваются возможности строительства атомной станции малой мощности на территории Кыргызстана, которая будет состоять из двух энергоблоков по 55 МВт каждый. Атомная станция малой мощности — это меньшие капитальные затраты и более короткий период сооружения. Более того, модульность станции малой мощности позволит разместить её в удаленных и изолированных регионах, в том числе для промышленного освоения. Учитывая международный опыт российской госкорпорации «Росатом» по внедрению атомных технологий, считаю необходимым рассмотреть данную технологию с учетом подготовки современной инфраструктуры, отвечающей всем установленным стандартам и требованиям безопасности ее эксплуатации, а также подготовки и повышения квалификации ее персонала».

По всему выходит, что энергетическое ведомство уже готово к появлению в стране АЭС, а депутаты только собираются это обсуждать.

В ходе дискуссии было отмечено, что в холодное время года мощности малой АЭС будет хватать для удовлетворения потребности всей страны!

Атомные реакторы позволили бы не только в несколько раз сократить сжигание угля и газа на ТЭЦ, что важно для экологии — все без устали кричат про смог, но и значительно сократить зимой сброс воды из Токтогульского водохранилища. По весне же накопленная вода направлялась бы на полив полей наших сельчан и земледельцев соседних республик.

Естественно, шёл разговор и о безопасности АЭС. Генеральный директор «Росатом — Кыргызстан» Дмитрий Константинов пояснил: «В основу систем безопасности атомных станций малой мощности с реакторами серии РИТМ заложен многолетний опыт Росатома безаварийной эксплуатации реакторов большой мощности для наземных АЭС с реакторами типа ВВЭР и малых реакторов для ледокольного флота. Он подчеркнул, что высокая степень безопасности АЭС обеспечена множеством факторов. Основные из них-это принцип самозащищенности реакторной установки, наличие нескольких барьеров безопасности. Кроме этого, АЭС устойчивы к разнообразным внешним воздействиям — экстремальным температурам (например, сейчас в Якутии строится подобная станция), торнадо, ветровым нагрузкам, землетрясениям. Геодезические исследования определят, где нет разломов, там и будет создаваться площадка для установки АЭС. Жизненный цикл установки составляет 60 лет, а перезагрузка топлива требуется раз в 5-6 лет.

Вспомнили и о пугающей многих аварии в Японии на АЭС в Фукусиме, произошедшей после землетрясения. Эксперты отметили, что станция пострадала не в результате подземных толчков. Критические повреждения и утечка радиации произошли из-за цунами, когда волна перехлестнула через дамбу, построенную ниже, чем требовалось по технике безопасности. Для убедительности было сказано, что в России сейчас действуют одиннадцать станций и 36 энергоблоков. В настоящее время Росатом работает в десяти странах, в числе которых Турция, Египет, Китай, Иран, где возводит 33 энергоблока.

Но пока разговоры об атомной АЭС в Кыргызстане только ведутся, Дмитрий Константинов рассказал, что корпорация «Росатом» уже реализует в республике несколько проектов в сфере энергетики.

Так, россияне занимаются проработкой проекта строительства ветрового парка на Иссык-Куле. Установленные там ветряки смогут вырабатывать до 100 мегаватт электроэнергии. Стоимость проекта примерно 100 миллионов долларов. Рассчитано, что срок службы составит до 25 лет. Возведение ещё одной ветровой станции мощностью около 80 мегаватт предусмотрено в Баткене. В целом, совместные планы Минэнерго по ветряной энергетике в перспективе составляют до 500 мегаватт.

Строятся Росатомом и несколько гидроэлектростанций. Совместно с Российско-Кыргызским фондом развития и компанией «Кыргыз каганат» возводится ГЭС «Лейлек» в Баткенской области мощностью 5,9 мегаватта. В проект будет инвестировано до 7,5 миллиона долларов. Второй проект, реализуемый совместно с компанией «Альянс алтын» — возведение ГЭС «Джеруй» мощностью 28 мегаватт и стоимостью до 40 миллионов долларов. Здесь уже подготовлена проектно-сметная документация. Строительство начнётся в этом году. В планах сооружение ГЭС на реке Чандалаш. Мощность этой станции составит около 30 МВт/ч. Его реализацией Росатом займётся совместно со строительной компанией «Эльбрус». При этом россияне готовы вложить в возведение ГЭС «Чандалаш» около половины требуемых денег. Остальные средства будут привлечены со стороны заинтересованных кыргызстанских инвесторов.

Пока Росатом только обживается в нашей стране. И делает это весьма продуктивно. Но появится ли в республике АЭС? Думается, скорее да, чем нет. Хотя сторонники «зелёной энергетики», выступающие против этого, почему-то не хотят признавать, что атомные стации — символ их любимого цвета — самые «зелёные».

Александр НИКСДОРФ.