На прошлой неделе жители столицы были просто шокированы, узнав, что теперь у них не 45 городских депутатов, а сразу 235! Это же какая силища! Сразу даже трудно представить, какой коллективный разум над столицей начнёт витать и улучшать её жизнь!

Несмотря на то, что люди слышали об увеличении Бишкека в три раза за счёт, как когда-то говорили, смычки города и деревни — присоединения к нему нескольких сёл, но то, что все сельские депутаты в один миг станут городскими, не думал никто. Даже сами члены Бишкекского горкенеша.

Градоначальник Айбек Джунушалиев, поначалу не понявший, что происходит на очередной сессии горкенеша, чуть позже сделал вид, что его ничего не удивляет. А почему? А потому, что мы пилоты. В том смысле, что столица попала в пилотный проект, в соответствии с которым нам всем предстоит куда-то «лететь» в порядке эксперимента. Но нас это не пугает, хотя раньше учёные ставили эксперименты на животных, но после того, как появилась масса их защитников, опыты стали ставить на людях.

Мэр, ссылаясь на разъяснения ЦИК, стал рассказывать законным бишкекским депутатам, почему их вдруг стало так много. Оказывается, после появившегося указа президента об административно-территориальной реформе столицы, вступившего в силу 19 февраля, все органы местного самоуправления с того самого дня должны были его неукоснительно исполнять. Это понятно и даже не обсуждается. Поэтому мэр пояснил, что было бы правильно, а главное, как сказали в ЦИК, опять же законно пригласить на сессию БГК ещё 190 депутатов уже бывших айылных кенешей, которые де-юре стали депутатами Бишкекского горкенеша. «Всё должно быть в рамках существующей нормативной законодательной базы, — сказал градоначальник. — Я хотел бы призвать вас к тому, чтобы мы все вошли в правовое русло. Мэрия, как ответственный орган, готова организовать проведение сессии с участием всех 235 депутатов. Затягивание вопроса привело к тому, что айыл окмоту, айылные кенеши выносят решения, раздают технику, имущество другим административно-территориальным единицам». Это обидно, поскольку получается, что кто-то распоряжается уже ставшим почти городским имуществом, а столичные власти только возмущаются, глядя на это безобразие, и ничего поделать не могут. По словам Джунушалиева, в мэрию обращаются руководители исполнительных и представительных органов айылных аймаков с вопросами, когда их представители могут официально приступить к исполнению своих обязанностей в городе, куда их занесло реформой.

Но как понять происходящее? По закону, в Бишкекском горкенеше, как и в Ошском, только 45 депутатов. Так по какому закону появились «лишние»? Или мы что-то не поняли в нынешнем пилотном проекте по объединению, автоматически изменившем и законы? Если сёла вошли в состав города, то они должны были с ним интегрироваться, точнее, раствориться в нём. Были сёла и теперь их нет — город поглотил. Не только вместе с землями, жителями ^ какой-то инфраструктурой, но и депутатами, которые избирались по местным округам. Но у нас, кажется, просто произошло сложение территорий, которые продолжают жить в своём сельском статусе, хотя их уже распределили по районам столицы.

В законе «О статусе депутатов местных кенешей» есть статья 8, определяющая изменение статуса или прекращение полномочий депутата в связи с изменениями в административно-территориальном делении. Вроде, её можно применить к нашему случаю, ведь что-то же изменилось? В ней прямо написано: «Статус депутата изменяется в соответствии с изменением статуса местного кенеша, в который он избран, в связи с изменениями в административно-территориальном делении соответствующей территории». Следующим пунктом написано: «При отнесении населенных пунктов к категории городов республиканского или областного подчинения на их территории прекращаются полномочия депутатов местного кенеша, которому был подчинен этот населенный пункт. При проведении выборов во вновь образованные местные кенеши на базе существующих местных кенешей полномочия депутатов этих местных кенешей прекращаются». Но раз ЦИК решил не прекращать полномочия сельских депутатов, а превратить их в городских, то, надо полагать, на этот закон они внимания не обратили, а придумали какой-то новый, о котором никто не знает. Кстати, выборы в городе и селе проходили по-разному — в горкенеш люди пришли по партийным спискам, а в айылные — индивидуально. Но сейчас всё решено перемешать.

На сессию, которая должна была пройти в последний день зимы и на которую решили собрать большую толпу депутатов, мэрия Бишкека внесла на рассмотрение проект постановления БГК «О реализации в городе Бишкек административно-территориальной реформы в пилотном режиме». В соответствии с этим постановлением горкенеш должен рассмотреть проводимую реформу и «принять в состав города Бишкек и определить принадлежность к административным районам города Бишкек присоединяемых айылных аймаков, сел, жилых массивов и участков Аламудунского и Сокулукского районов Чуйской области». Получается, что пока решения нет, то и новые земли в состав города не приняты. Избранникам напомнили, что к компетенции Бишкекского городского кенеша относится «утверждение порядка территориального устройства города, наименование, переименование административных районов, а также установление, изменение границ и содержание их органов управления». Буквально на секунду мелькнула бредовая мысль, а вдруг депутаты не примут это постановление? И что тогда? Участие всей толпы их сельских коллег на сессии будет нелегитимно? Но кто на это обращает внимание? Всё примут за милую душу.

Кроме этого, депутатам предложили в том же постановлении прописать, что они соглашаются передать часть своих полномочий мэру города. Поскольку решениями президента и кабмина мэрам городов «на период проведения административно-территориальной реформы в пилотном режиме переданы полномочия по утверждению местных бюджетов, норм потребления и тарифов на коммунальные услуги и товары, предоставляемые органами местного самоуправления, тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования». Также теперь мэрия будет определять границы территорий, обслуживаемых муниципальными территориальными управлениями. Избранникам напомнили, что они вправе делегировать свои нормотворческие полномочия соответствующим госорганам и органам местного самоуправления. Им нужно только это утвердить.

В постановлении также отмечено, что административные районы органов МСУ Бишкека образуются в количестве, не превышающем четырех районов с учетом «исторических, географических, градостроительных особенностей города, численности населения, социально-экономических характеристик, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры и других особенностей территории». Озвученная ранее идея, что в столице нужно образовать ещё два района, не прошла.

В результате в Ленинский район войдут айылные аймаки Орок и Ново- павловка Сокулукского района; в Октябрьский — айылный аймак Кок-Жар, село Орто-Сай Таш-Дебенского айыл- ного аймака, жилой массив «Анар- Бак» и контуры №544, 545, 552 Кара- Жыгачского айылного аймака, находившиеся в Аламудунском районе; в Первомайский — айылные аймаки Маевка, Пригородный, жилой массив «Алтын-Казык» Ак-Дебенского айылного аймака Аламудунского района; контур №177 села Ак-Жол Ат-Башин- ского айылного аймака Сокулукского района; в Свердловский — айылные аймаки Аламудун, Нижняя Ала-Арча, Лебединовка, село Мыкан, жилые массивы «Ак-Жар», «Нуркожо-Ата», «Адилет» Ленинского айылного аймака Аламудунского района.

А большую депутатскую сессию всё-таки провели. В прошедший понедельник. Поскольку в мэрии столько депутатов не поместилось, пришлось заседать в большом зале Октябрьского акимиата. При этом розданные бумаги депутатам приходилось держать на коленках. Неудобно, но иначе было никак.

НАША СПРАВКА:

Сколько депутатов и из каких айылных кенешей вдруг стали городскими? Из Сокулукского района: Орокского — 21, Новопавловского — 31. Из Аламудунского района: Пригородного- 21, Ала-Арчинского — 2, Маевского — 21, Лебединовского — 31, Кок-Жарского — 21, Аламудунского — 21, Ленинского — 2. Итого 190.

Александр НИКСДОРФ. Фото WWW.