В августе прошлого года журналистам различных изданий показали, как в Чуйском районе специалисты из научно- исследовательского института ирригации устанавливают на каналах современные электронные датчики учёта воды.

Было так

Вещь нужная и полезная — при помощи интернета регулярно передаётся информация диспетчерам. Никому из водных контролёров разъезжать по району не надо, на рейки на гидропостах смотреть не обязательно — всё само замеряется и поступает на компьютерный сервер; где аккуратно и записывается. Ведь сельчане хотят достоверно знать, сколько воды к ним направляется и сколько влаги при поливе полей они получают.

Автор прибора Виталий Шабловский и директор Службы водных ресурсов Алмазбек Сокеев

Тогда же разработчик этих устройств Виталий Шабловский обратил наше внимание, что смонтированные приборы накрывают специальными металлическими колпаками. Назвал он их не защитными, хотя именно функцию предохранения от непогоды и не очень добрых людей они и выполняют, а весьма конкретно — антивандальными. Это могло бы удивить, а кому-то показаться и обидным, если не знать наших людей. Им огромное удовольствие доставляет что-нибудь сломать. Откуда такая страсть? Неужели с детства родители своих отпрысков воспитывают не созидателями, а разрушителями? В столице мы неоднократно видели, например, разбитые скамейки, на которых молодые люди демонстрируют свою богатырскую удаль. Страдают и всевозможные инсталляции, которыми пытаются украшать город.

Нынешний вид кожуха. Кто-то приложил ручки

Но, может быть, мы ошибаемся и зря грешим на граждан, которые в большинстве своём бережно относятся к общественному имуществу? Однако недавняя поездка в район со специалистами-ирригаторами показала, что их опасения были не напрасны. Вид металлических колпаков, простоявших примерно полгода, являл печальное зрелище. Заметно было, что вандалы над ними поработали усердно. Повсеместно видны вмятины и царапины — результаты попыток их открутить и сломать. Долбили сильно и упорно. Интересно, что здесь больше интересовало взломщиков? Железная штучка, которую можно сдать в пункт скупки металла, или сам электронный прибор, стоящий больших денег? Спросить было некого. Кто-то оставил на поверхности непонятные надписи-автографы в стиле незабвенных «Киса и Ося были тут». Возможно, это туристы делали своеобразные «зарубки», чтобы не запутаться в разветвлённой сети каналов.

В настоящее время датчики учёта воды установлены на оросительных системах Кегеты, Шамшы, Кызыл-Суу, находящихся в ведении Чуйского районного управления водного хозяйства (РУВХ). Сейчас действуют около сорока приборов. В прошлом году проводилась их опытная эксплуатация. Нынче специалисты ведут работу по подготовке остальных гидропостов, намеченных к оснащению электроникой — всего в пилотном режиме в районе должны быть смонтированы 72 датчика. В Службе водных ресурсов республики отметили, что после завершения установки приборов учёта в Чуйском районе приступят к их монтажу в Кеминском и Ысык-Атинском. Там договоры с региональными РУВХ уже заключены.

В наступившем году за счет средств республиканского бюджета намечено установить системы учета воды на 155 объектах. Так что разгуляться вандалам будет где. Чем-то ситуация напомнила старый анекдот про колхоз, в котором саранча сожрала весь урожай. Председатель на собрании говорит колхозникам: «В этом году мы решили засеять и вырастить в пять раз больше, пусть ненасытная саранча обожрётся».

Отслужившая защита

Конечно, можно шутить, но самим специалистам не до веселья. Все прекрасно понимают, что ни сотрудники РУВХ, ни представители НИИ ирригации, ни местные органы власти, ни милиционеры не могут стоять возле каждого электронного прибора круглосуточно. Сохранность дорогостоящих приборов, считают в Службе водного хозяйства, зависит от сознания местных граждан, которые уже совсем скоро — с началом периода вегетации — начнут требовать подачу поливной воды, да ещё и в необходимых им объёмах.

Водники призывают всех неравнодушных людей, заметивших порчу защитных кожухов на приборах учёта воды, сразу сообщать об этом. Звонить можно куда удобнее — или в милицию, или сотрудникам районной водной службы.

Александр НИКСДОРФ.