• Парламентарий Дастан Бекешев обратил внимание, что мимо республиканской бюджетной кассы пролетели 269 миллионов сомов. В социальных сетях он написал, что пока кабмин думает как «шоро-эжешек» и художников заставить продавать свой товар, выбивая чеки на контрольно-кассовых машинах, то, по мнению парламентария, было бы лучше переключить внимание с творческих людей и уличной торговли на крупные компании, лоббирующие в парламенте послабления для себя любимых.

По утверждению Бекешева, 269 миллионов сомов бюджет не получил за шесть месяцев текущего года – с мая по ноябрь – только благодаря тому, что в апреле через депутатов одна табачная компания «пробила» для себя послабления по налогам. Теперь этими послаблениями будут пользоваться и другие компании отрасли, что приведёт к ещё большему ущербу для бюджета.

Бекешев уверяет, что при голосовании он предупреждал своих коллег об этом ущербе. Однако по договоренности большинство поддержало табачную компанию. Сейчас торговцы курительным зельем пошли дальше: они хотят сделать послабления по изделиям с нагреваемым табаком. При этом лоббисты утверждают, что айкосы не так вредны, как сигареты. Не исключено, что и этот закон успешно будет принят.

 

Депутат задаётся глупым вопросом: почему бы не сделать налоговые послабления для творческих людей, инвалидов, занимающихся предпринимательством, многодетных женщин или для своих избирателей? И сам же отвечает – у всех этих граждан нет денег на лоббирование законопроектов.

Как теперь электорату реагировать на утверждение парламентария, что его коллеги по законодательному процессу с легкостью продаются компаниям, способным «купить» выгодные для них законы? Неужели «табачный» закон единственный, за который депутаты получили приличный куш?

Можно ли думать (хотя думать становится всё вреднее), что лоббирование законов – это политическая коррупция? Однако депутаты вряд ли с этим согласятся. Они ведь честные ребята. Это просто их душевная потребность откликаться на просьбы делового народа. А то, что за это просители щедро благодарят, так не взятки же дают – выражают признательность за хороший закон.

 

  • Депутаты парламента приняли в первом чтении законопроект об изменении флага республики. Спикер, выступивший с этой инициативой, заявлял, что изменения потребовались из-за ряда недопониманий. Он говорил: «В связи с тем, что на сегодняшний день возникает дилемма в зрительном восприятии лучей солнца с тундуком посередине на флаге, пришло время принять меры по устранению неоднозначного трактования изображения».

 

Глупый вопрос: неужели только нам показалось, что новое изображение с колючками стало напоминать то ли ёжика, то ли строгий ошейник? Вот такая у нас дилемма. Может быть, авторы изменений новым видом флага подспудно намекают, что народ нужно держать в строгости? Кстати, сами законодатели заявили, что, возможно, в скором времени им придётся напрячься и поменять заодно ещё и герб страны, и гимн. Работать – так работать. Хорошо, что избранники демонстрируют нам, как они усердно решают серьёзные вопросы, облегчающие жизнь граждан страны. Иначе мы могли бы ненароком подумать, что они просто глупостями страдают.

 

  • Глава кабмина Акылбек Жапаров на заседании Жогорку Кенеша заявил, что недавно назначенного мэра Бишкека уволят, если в первом квартале 2024 года он не решит вопрос с заторами в городе. Также главный министр сообщил парламентариям, что предусмотрен вывод железной дороги за пределы столицы. И власти страны готовы для этого выделить муниципалитету необходимые средства.

 

Глупый вопрос: в кабмине действительно думают, что за четыре месяца можно утрясти всю транспортную систему в городе? Может быть, не стоит мучить мэра, а сразу отправить его в отставку? Человек ведь будет напрягаться, а в итоге окажется, что всё зря.

 

  • Пресс-служба мэрии сообщила, что по поручению градоначальника Айбека Джунушалиева (всё-таки начал напрягаться) во всех четырех районах Бишкека прошел рейд по устранению заторов – эвакуация машин, припаркованных вдоль основных трасс города. Теперь владельцы увезённых машин должны будут оплатить услуги эвакуатора (1 350 сомов), стоянки (100 сомов) и 1 000 сомов административного штрафа.

 

Глупый вопрос: хватит ли стоянок в городе, чтобы перевезти туда все бесплатно припаркованные машины? Если начнут собирать все стоящие на дорогах машины, не придётся ли их складывать на парковках в большую кучу? Да и устранит ли работа эвакуаторов пробки в городе? Или пока задача – пополнить штрафами бюджет города, а заодно дать подзаработать эвакуаторщикам?

 

  • Президент подписал указ, которым запретил до 31 декабря 2027 года выдавать путевки в санаторно-курортные учреждения за счет средств фонда оздоровления трудящихся. Это должно «помочь усовершенствовать организацию оздоровления трудящихся, создать эффективный механизм управления финансированием мероприятий по оздоровлению трудящихся». Но поскольку деньги с работающих членов профсоюза брать не прекратят, то гражданам сообщили, чтобы они не волновались, поскольку всё, что с них высчитают, пойдёт на строительство и ремонт объектов санаторно-курортных учреждений, а также на улучшение их материально-технической базы. Профсоюзам же, чтобы те напрочь забыли о путёвках, рекомендовано передать Управделами президента все учреждения, в которых люди отдыхали и поправляли здоровье, во временное и безвозмездное пользование.

 

Глупый вопрос: есть ли теперь надежда у членов профсоюза хоть когда-нибудь получить путевки на отдых? Или теперь санаториями и курортами будут пользоваться только новые хозяева этих учреждений?

 

  • Председатель Соцфонда Бактияр Алиев на заседании комитета парламента сообщил, что в прошлом году выплаты умершим пенсионерам составила 28 млн сомов, а в текущем – 8 миллионов. Он заметил: «Это не вина пенсионера. Родственники скрывают факт смерти и по банковской карточке получают деньги, которые Соцфонд продолжает платить покойным».

Глупый вопрос: как при декларируемой в стране повсеместной цифровизации информация из одного ведомства не доходит до другого? Почему пенсионеры каждые полгода должны звонить в банк и сообщать, что они всё ещё живы? Неужели о смерти ветеранов нет записей ни у медиков, ни у сотрудников правоохранительных органов, которые первыми приезжают «на труп»? Вспомнился анекдот: «Цой жив!» написал на стене Соцфонда пенсионер Афанасий Петрович Цой.

 

  • Депутат Эмил Токтошев в ходе заседания комитета по бюджету, экономической и фискальной политике поинтересовался у главы Соцфонда Бактияра Алиева, изменилось ли что-нибудь после введения льгот для малого и среднего бизнеса. Тот ответил, что соцвзносы для этой категории предпринимателей были снижены до 22-х и 14-и процентов. Однако в целом никаких изменений не произошло, швейная отрасль «из тени» не вышла.

 

Глупый вопрос: депутаты действительно думали, что предприниматели быстро клюнут на приманку со сниженными выплатами? Большие чиновники надеялись, что предприятия дружно выйдут «из тени» и сразу начнут отчислять сниженные соцвзносы? Откуда такая наив-ность? Народ же знает, что если сегодня есть послабление, то это не навсегда. Как только граждане потеряют бдительность и обозначат свой бизнес, то правительство опять повысит платежи. Так зачем рисковать?

Александр НИКСДОРФ.