В Госагентстве по управлению государственным имуществом с большой радостью сообщили, что давно анонсируемый аукцион по продаже государственного пакета акций ЗАО «Альфа Телеком» (торговая марка Меда) наконец-то состоялся и признан таковым.

Как бы государство хотело избавиться от ненужного ему актива и вот — свершилось.

По поводу аукциона общественность также проинформировали, что заявки на участие в электронных торгах подали две компании, названия которых указывали на их принадлежность опять же государству: ОАО «Государственная ипотечная компания» и ОАО «Государственный банк развития». Победителем, как давно уже и предполагалось, стал Госбанк развития, предложивший за компанию 14,8 миллиарда сомов — на 200 миллионов больше стартовой цены.

Впору заметить, что аукцион должен был состояться неделей раньше, но руководство Госбанка развития почему-то не подало заявку, хотя ему долго твердили о необходимости сделать это. Поэтому никого не удивило, что сразу же после срыва аукциона совет директоров Госбанка развития принял решение о смене председателя правления. Прежний глава Талантбек Омуралиев спешно решил уволиться по собственному желанию. Тут же на освободившееся место назначили Медера Темирбекова. Ранее он был заместителем министра финансов и директором Центрального казначейства, поэтому требования большого начальства понимал правильно и, надо полагать, прекрасно знал, что от него требуется. Поэтому банк сразу и заявку на покупку «Меги» направил ,и денег дал, по крайней мере то было продекларировано, сколько надо.

И всё бы на этом успокоилось, если бы опять на сцене не появился заместитель главы кабинета министров Эдиль Байсалов. На своей страничке в Фейсбуке он написал, что ему и «тем, кто не понимает» (последние слова Байсалов подчеркнул особо) глава кабмина Акылбек Жапаров разъяснил ситуацию. Он сказал: «Мегаком никому не продавали. Как и прежде, он остаётся собственностью государства». Для доходчивости понимания чиновник опубликовал фотографии своего руководителя, рисующего на доске схему, показывающую как сотовый оператор Меда перекочевал из одной госструктуры в другую.

Просил ли профессор Жапаров своего зама сделать достоянием общественности мини-лекцию, мы не ведаем. Только знаем, что Байсалов всегда пытался чем-то поразить народ. Достаточно вспомнить его выходку с публикацией фотографии избирательного бюллетеня на выборах в Жогорку Кенеш в 2007 году, сделанной им в типографии. Тогда ЦИК посчитал, что появление в общественном пространстве изображения бюллетеня позволяет сделать подделки и фальсифицировать выборы. Центризбирком исключил любителя-фотографа из списка кандидатов в депутаты, баллотировавшихся от СДПК. На перепечатку бюллетеней было затрачено дополнительно двадцать миллионов сомов. Сам Эдиль срочно уехал из страны.

Создаётся впечатление, что в пику своему шефу Байсалов хочет донести до народа, что весь аукцион с «Мегой» — некая игра, суть которой пока не всем ясна. Что получится в итоге и кто действительно будет владеть и руководить сотовой компанией, в которой крутятся большие деньги, возможно, мы со временем и узнаем. А может быть, и нет.

Александр НИКСДОРФ.