28 октября 2020 года в Бишкеке, в здании Министерства сельского
хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации КР, прошел круглый
стол на тему: «Саботаж или препятствия государственных органов в
реализации проектов по программе «Таза Суу»? Айыл окмоту и
гражданский сектор бьют тревогу».
Круглый стол организован Общественным объединением «Таза Табигат», по
просьбе глав айыл окмоту, где идет реализация проектов по обеспечению
населения чистой питьевой водой «Таза Суу».
Краткая информация:
ОО «Таза Табигат» ведет общественный мониторинг проектов систем
сельского и городского водоснабжения, защитой прав граждан и
продвижение их интересов по доступу к чистой питьевой воде, с 2006 года
по сегодняшний день.
Справка:
С 2017 г. в КР реализуются два проекта: «Проект устойчивого развития
сельского водоснабжения и санитарии» / «Таза Суу», финансируемые
Всемирным Банком (ВБ), и «Проект улучшения сельского водоснабжения и
санитарии в КР» Исламским Банком Развития (ИБР) и ПК КР, реализующее
агентство — АРИС в рамках «Стратегии развития систем питьевого
водоснабжения и водоотведения населенных пунктов КР до 2026 года»,
общий портфель — 121,7 млн дол США, охват составляет 115 сел.
На круглом столе приняли участие представители Правительства КР,
Министерства сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации
(Минсельхоз), Государственного агентства по землеустройстройству
(ГАЗР),ГААС и ЖКХ (Госстрой), ГАМСУМО, ДРПВиВО, АРИС, проектные
институты, главы Айыл Окмоту, депутаты местных кенешей и
представители гражданского сектора.
Причиной срочного проведения Круглого стола послужило обращение глав
айыл окмоту, в содействии им оказания помощи в оформлении
необходимых документов в госорганах, в вопросе ТРАНСФОРМАЦИИ
ЗЕМЕЛЬ под СТРОИТЕЛЬСТВО СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ. По
вине госорганов (всех уровней) отдельные села и их жители, могут лишиться
обеспечения чистой питьевой водой. Основной причиной, как показал
мониторинг нашей организации является, что местные органы власти (Айыл
окмоту) сталкиваются с устойчивой, злостной, системной,
бюрократической волокитой государственных органов на всех уровнях,
а именно:
а)значительная задержка по времени(до одного года и более) при
трансформации (переводе) земельных участков из одной категории в
другую, под размещение и строительство водопроводных сооружений, что
оказывает негативное влияние на подготовку разрешительных документов
на проектирование (АПУ, ИТУ) в районных управлениях
градостроительства и архитектуры.
б)Длительная процедура (от 1-го до 4-х месяцев) прохождения экспертизы,
разработанной проектно-сметной документации (ПСД) по системе
водоснабжения в госорганах (ГААСиЖКХ при ПКР (Госстрой), ГАООСиЛХ
при ПКР (экология), МЧС КР)
в) отсутствие единой методики и прозрачности расчета стоимости
работ (расценок) за согласование разработанных ПСД по системам
водоснабжения в районных управлениях градостроительства и
архитектуры;и тд.
На сегодняшний день на грани срыва реализации в нижеследующих
селах:
1) подпроект «Кароол-Добо» Абдрахмановского айыльного аймака,
2)подпроект «Григорьевка» Айыл Окмоту Садыр Аке, Иссык-Кульского
района Иссык-Кульской области, 3)подпроект «Сосновка» Жайылского
района, Чуйской области.
Общественное Объединение «Таза Табигат» еще в 2019 году, по итогам
мониторинга проектов по программе «Таза-Суу», неоднократно и
надлежащим образом, информировало Аппарат Правительства КР, Аппарат
Президента КР и все уполномоченные государственные структуры о том, что
законодательство и НПА по трансформации земель под строительство
систем водоснабжения должно быть принято решение, как ускоренное и
упрощенное оформление документов.
Бюрократическая волокита со стороны государственных органов, вынуждают
проектные институты выбирать водозабор, к которому будет более
ограниченный доступ населения, но не требующий трансформации земли. В
результате, государственные чиновники и уполномоченные органы
заведомо ставят население в ущербные условия для доступа к питьевой
воде, с выбором наихудшего источника питьевой воды, но никак не по
вине МСУ(айыл окмоту).