Многие политические деятели столкнулись с угрозой криминализации общества, сказал АКИpress 12 октября экс-заместитель секретаря Совета безопасности Омурбек Суваналиев, комментируя политическую ситуацию в Кыргызстане.

«Мы все понимаем, что на площади собрались очень много членов ОПГ. Я еще ранее говорил, не просто, а путем анализа, так как работал в Совбезе, что многие политические деятели запуганы организованной преступностью и организованная преступность идет во власть. Об этом я говорил и президенту за полгода до выборов. Расклад сейчас один — криминал взял верх над политиками. Все политики боятся, что их побьют, на фирмы наедут, дома подожгут, будут данью облагать и так далее», — считает он.

Видение Суваналиева по ситуации в стране и выход из политического кризиса:

«В стране сложилась, к сожалению, такая ситуация — все стали каторжане. Это все, кто побывал в следственных изоляторах, колониях. Все они соприкасались с оргпреступностью. Потому что это их вотчина. Все, которых выпустили с 5 на 6 октября, побывали в поле деятельности вора в законе. Криминал никогда не отпускает чиновников из своего поля зрения. Поэтому криминалу очень легко ими управлять. Все они становятся «шестерками» криминала. Они ими рулят. И психологически они зависимы от криминала. За стенами тюрем они их приучили жить по понятиям. У них всегда есть связь с ними. Поэтому на сегодня вот такой бардак получился — они управляют всеми. Поэтому, когда говорят политические группировки такие-то, ни один из них не может открыто сказать про организованную преступность. Про коррупцию говорят, называют Раима-миллиона. А вот про вора в законе, про Доо-Чынгыза и других не говорят, потому что из тюрьмы он достанет их одним звонком.

Сейчас вице-спикер Жогорку Кенеша Аида Касымалиева начала про это говорить и другие, потому что государство их не защищает. Государство не защищает ни бизнес, ни своих граждан. Преступное сообщество уже пошло во власть. Когда организованная преступность смыкается с государственными чиновниками-коррупционерами, это уже называется мафия. Вот эта мафия в прямом смысле сегодня диктует и рулит государством…

Садыр Жапаров приехал из колонии. Он много лет там был. Жил как все зеки. Значит, он с ними в хороших отношениях. Почему он в своих выступлениях говорит про Кумтор, Раима-миллиона? А об ОПГ вообще ничего не говорит. Отсидевшие люди живут по понятиям. Поэтому их нужно реабилитировать. Если они идут на должность, то им нужна реабилитация.

С первых дней и до сегодня он нелигитимный. Почему? Только по одной причине — они законы не знают. Всем очевидно, что сегодня Садыр Жапаров нелегитимен. Он говорил, что Суваналиев забрал машину и охрану. Мы думали, что он легитимен и дали ему машину, а когда бумага не пришла от спикера парламента, мы естественно забрали, так как это считалось бы злоупотребление. Не я забрал, а руководство ГКНБ, я курировал силовые структуры и требовал, чтобы все было законно. У меня никаких личных отношений нет. Просто должно быть верховенство закона.

На сегодня тоже нет того, что его признали другие государства. Никто не признал. А как работать правительству, если его не признают наши соседи и стратегические партнеры? Все они обеспокоены криминализацией общества. Нельзя на площади допускать назначения премьер-министра.

Самый классический пример был с Куловым. Потому что он законник. Он не нарушал законы. В 2005 году, когда Кулову сказали «давайте мы сделаем вас премьер-министром», он отказался. Он сказал, что наведет порядок. Этим он хотел показать, что даже во время революции нельзя нарушать закон. Кулов сказал, что будет оправдываться в открытом суде. Он только через 5 месяцев стал премьером. Понимаете? Вот так нужно всем делать.

На сегодня если выбежать из тюрьмы и сразу вставать на высокие государственные должности, то они подведут страну. Бюджет пустой, денег нет, инвестиции не придут.

И еще нужно привлекать к уголовной ответственности тех, которые бросили свои должности и убежали. С 5 числа ушли, через несколько дней начали возвращаться на свои места и спокойно приступили к исполнению своих обязанностей. Это о чем говорит? Мы вошли вообще в другое русло политики. Все политические силы зависимы от криминала.

Предлагаю идти только по пути законности и все. Пусть Касымалиева [вице-спикер Жогорку Кенеша] открывает сессию парламента и на альтернативной основе депутаты должны рассмотреть кандидатов, далее избрать премьер-министра. А пока Баатырбеков должен исполнять обязанности премьера.

У нас никакой информации не было, пока мы не узнали, что Сооронбай Жээнбеков назначил нового главу Генштаба Вооруженных сил и встретился с ним. До этого времени ни про одного должностного лица информации об их местонахождении не было. Они просто убежали.

Я встречался с политическими партиями только с одной целью — чтобы быстрее провели переговоры и пошли по пути легитимизации власти. Все силовые структуры собрались и я провел рабочее совещание Совета безопасности по взаимодействию и наведению порядка в КР. Тогда мы однозначно сказали, что ни одну политическую силу не поддерживаем, и мы деполитизированы. Даже свои здания мы не даем политическим силам. Мы отказались, потому что нельзя было. Самозахваты пошли бы.

В связи тем, что Центризбирком признал выборы несостоявшимися, я как куратор силовых структур автоматически вышел на работу (заместитель секретаря Совета безопасности). На время предвыборного процесса меня отстранили от должности. После выборов я стал единственным легитимным должностным лицом, который 4 дня был у власти. На меня сами должностные лица других государств выходили на переговоры. Мы взаимодействовали с ними. Наши соседи Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Россия все взаимодействовали со мной. Я встречался со всеми участниками парламентских выборов. Их попросил внести вклад для стабилизации ситуации», — сказал Суваналиев.