Маслокрадами на воровском жаргоне называют проворовавшихся предпринимателей. Если такой человек попадает в тюрьму – как правило, понятно, за что. За это самое нечестное предпринимательство.

Однако так бывает не всегда. Бишкекчанина Азамата Туртаева, например, осудили не только за финансово-экономические преступления…

Вообще-то определение «маслокрад» подходит Туртаеву как нельзя лучше. В начале 2000-х он был не только нечестным предпринимателем, но и возглавлял кыргызстанский филиал ОсОО с характерным названием «Масло-Дел». Занималась фирма тем, что получала из Казахстана для реализации в нашей республике сливочное масло и другую молочную продукцию.

Как следует из приговора Свердловского районного суда Бишкека, Азамат Туртаев «оформлял товар на бишкекской таможне по грузовым таможенным декларациям. В подтверждение оплаты таможенных платежей в адрес ОсОО «Масло-Дел» Туртаев А. предъявлял на таможне квитанции об оплате наличными через выездную кассу Чуйского филиала РСК. При проверке оплаты указанных платежей Чуйский филиал РСК подтвердил оплату платежей через выездную кассу лишь по нескольким квитанциям. Остальные денежные средства по квитанциям от 2005 и 2006 гг. через выездную кассу Чуйского филиала РСК не проходили.

Таким образом, согласно акту сверки бишкекской таможни с ОсОО «Масло-Дел», за ввезённую продукцию в период с апреля 2005 года по март 2006 года ОсОО «Масло-Дел» в лице директора Туртаева А. не уплатило в бюджет государства и уклонилось от уплаты таможенных платежей по НДС на общую сумму 4 680 157 сомов».

Проворовался и скрылся

Из показаний свидетеля И.:

— На таможне работаю с 1996 года. В мои должностные обязанности входят принятие и проверка оформления таможенных документов, контроль за правильным начислением и оплатой причитающихся таможенных платежей. По оформлению продукции, ввозимой ОсОО «Масло-Дел», могу пояснить, что груз приходил оформлять представитель фирмы А. Туртаев. Он приносил обычно в качестве подтверждения оплаты квитанции в выездной кассе РСК. Я сама не раз видела

А. Туртаева возле кассы РСК, расположенной на первом этаже таможни. Он приносил оригиналы квитанций с печатями кассы РСК, поэтому у меня не было никаких сомнений по оплате.

А оказалось, он квитанции подделывал…

Из показаний свидетеля Д:

— В лицо обвиняемого не помню, много времени прошло. Это было примерно в 2005-2007 годах. В этот период я работала старшим инспектором финансового отдела ГТС. Обвиняемый осуществлял растаможку. Он должен был показывать нам квитанцию об уплате, а мы её подтверждать. Выяснилось, что он подделывал квитанции. Полгода шло расследование. Нам дали взыскание и дисциплинарный выговор за то, что не проконтролировали ситуацию.

Из показаний свидетеля С.:

— Полностью подтверждаю свои показания, данные в ходе следствия. С 2006 по 2010 год я работал инспектором на таможне. Обвиняемого видел, когда он приходил на оформление груза. Какой был груз, я не помню. Позже выяснилось, что он приносил поддельные квитанции. Было проведено служебное расследование. Взысканий я никаких не получал.

Почему же перед судом Азамат Туртаев предстал лишь сейчас, через 14 (!) лет после возбуждения уголовного дела о неуплате таможенных платежей? Всё очень просто: он долго был в бегах и находился в официальном розыске. И, возможно, так и не попался бы милиции, если бы не ещё одно – куда более тяжкое – совершённое им преступление. Задержав Туртаева по подозрению в убийстве, милиция припомнила ему и грехи многолетней давности.

Из показаний подсудимого А. Туртаева:

— В период времени с 2005 по 2006 год я работал директором филиала ОсОО «Масло-Дел» в Кыргызской Республике. Завод ОсОО «Масло-Дел» находился в Республике Казахстан. Товар я получал из Казахстана и реализовывал в городе Бишкек. Полученный товар растаможивал на бишкекской таможне. Признаю, что действительно ставил печать ОсОО «Масло-Дел» на квитанциях об уплате таможенных платежей без участия кассиров банка.

В 2006 году было возбуждено уголовное дело. Меня привлекли к уголовной ответственности и объявили в розыск, так как я уехал в Казахстан. Потом вернулся в Бишкек и больше никуда не выезжал…

«Человек совестливый»

Так Туртаева охарактеризовали члены судебной психолого-психиатрической экспертизы, которые обследовали его на вменяемость.

Во время проведения экспертизы А. Туртаев, по словам экспертов, был в неопрятном виде, эмоционально был тревожен, но на вопросы отвечал чётко. Эксперты пришли к выводу, что признаков психического расстройства под-экспертный не обнаруживает. И ещё определили, что Азамат Туртаев – человек искренний и совестливый. Он даже просил следователя не затягивать с расследованием и поскорее отправить дело в суд. И поскорее его осудить – потому что есть за что.

1 июня прошлого года бывший маслокрад оформил явку с повинной. Признался, что забил насмерть молотком знакомую бабушку.

80-летняя Галина Захаровна Ложникова жила одиноко, не имея родственников. Состояла на учёте в Красном Полумесяце как нуждающаяся в моральной и материальной помощи и поддержке. С Туртаевым она познакомилась, когда он некоторое время таксовал в Бишкеке. Подвёз пенсионерку до дома, по пути разговорились, бабушка пожаловалась на нужду, он, как «искренний и совестливый человек», проникся. И с тех пор иногда заезжал в гости к Галине Захаровне, привозил продукты и помогал по хозяйству.

1 июня 2019 года труп Галины Захаровны Ложниковой обнаружили у неё дома. Умерла пенсионерка не своей смертью. Описывая её телесные повреждения, судмедэксперты укажут множественные ушибленные раны волосистой части головы – лобной, височной и теменной области справа; кровоподтёк височной области справа; обширные кровоизлияния в мягкие ткани головы лобной, височной и теменной области справа; вдавленные переломы височной и теменной кости справа; ушиб головного мозга… И ещё много разных ушибов, переломов и кровоизлияний. Все травмы, как определили эксперты, прижизненные и «образованы в результате многократного воздействия тупых твёрдых предметов».

В тот же день сдаваться в милицию пришёл Азамат Туртаев – с 2006 года, напомним, находившийся в розыске.

Из показаний А. Туртаева:

— 29 мая 2019 года утром, примерно в 9 часов, Ложникова позвонила мне и попросила починить кастрюлю. Я пришёл к ней на следующий день, 30 мая. Галина Захаровна сама принесла мне инструменты, в том числе и молоток. Я стал чинить её кастрюлю, а Ложникова ни с того ни с сего принялась со мной ругаться. Высказывала какие-то претензии, оскорбляла. Толкнула меня. У меня в руке был молоток. Я растерялся, ничего не помнил и ничего не соображал, но несколько раз ударил её по голове молотком. Галина Захаровна упала. Я проверил её пульс и дыхание, понял, что она мертва…

Я нашёл ключи от квартиры, запер её, уехал на своей машине и сутки пил водку. А вечером 1 июня поехал в ГУВД Бишкека писать явку с повинной.

— С какой целью вы помогали бабушке? – «пытали» Туртаева психологи и психиатры.

— Ни с какой, – отвечал подэкспертный. – Просто жалко её было, покупал продукты…

Следователь в такое человеколюбие не поверил. А. Туртаеву предъявили обвинение в умышленном убийстве из корыстных побуждений: после смерти Г.Н. Ложниковой, как выяснилось, из её квартиры пропали отложенные на совсем чёрный день 52 тысячи сомов.

И платежи взыскали

Суд Свердловского района Бишкека пришёл к выводу, что виновность подсудимого полностью доказана – по всем пунктам предъявленного ему обвинения. Действия А. Туртаева суд квалифицировал как «убийство человека, сопряжённое с разбоем, вымогательством или актом терроризма; разбой, то есть нападение с целью завладения чужим имуществом, совершённое с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия; а также уклонение от таможенных платежей в особо крупном размере или организованной преступной группой, использование заведомо подложного официального документа».

Суд учёл полное признание вины и чистосердечное раскаяние подсудимого, но принял во внимание и отягчающее обстоятельство – совершение тяжкого преступления в отношении  престарелого, беспомощного человека.

Азамат Туртаев приговорён в общей сложности к лишению свободы сроком на 17 лет и штрафу в размере 100 000 сомов.

Кроме того, с осуждённого в пользу государства взысканы таможенные платежи в той самой сумме, на которую он 14 лет назад обманул государство, – 4 680 157 сомов.

Ольга НОВГОРОДЦЕВА.