Только две вещи в последнее время, судя по публикациям в социальных сетях, волнуют наших сограждан – разыгравшаяся пандемия коронавируса, породившая волну смертоносной пневмонии, и грядущие выборы в Жогорку Кенеш.

Конечно, о здоровье люди думают больше, но и любые упоминания о начале выборной кампании, после того, как глава государства подписал указ о назначении даты выборов – 4 октября нынешнего года, вызывают у многих просто приступы истерии. Главный посыл гневных высказываний сводится к одному постулату: не время сейчас заниматься подобными глупостями и тратить миллионы бюджетных денег, когда умирают люди, в больницах не хватает оборудования и лекарств.

Можно было бы, конечно, всем забыть о необходимости переизбрать депутатов парламента, но закон, оговаривающий эту процедуру, есть закон и, как любят повторять некоторые товарищи, «война войной, а обед (то есть выборы) по расписанию». Что же делать, если окончание конституционного срока работы нынешнего созыва пришлось на столь горячую пору? Кто-то, в том числе и действующие депутаты, требуют отменить выборы. С этими-то всё понятно. Пока в стране не сформируют новый состав депутатского корпуса, они будут оставаться действующими законодателями со всеми вытекающими отсюда их личными правами и преференциями.

Но почему граждане, высказывающие недовольство нынешними депутатами, не готовы поторопиться заменить их на новых? Трудно сказать, но неужели весь секрет в том, что многие просто не верят в возможность проведения честных и чистых выборов? Только и слышно, что за некоторыми партиями стоят господа с огромными наворованными деньгами, которые буквально мечтают усадить во все руководящие кресла своих людей и с новой силой грабить и без того не очень богатую страну. Достаточно обратить внимание на то, как не могут сейчас власти четко ответить на что потрачены миллионы долларов, поступившие в страну в качестве гуманитарной поддержки. Может быть, в этот раз никто эти деньги и не растащил, но роскошные дворцы чиновников и их дорогущие автомобили прямо намекают, что коль ранее они воровали, то почему бы и сейчас не воспользоваться моментом, раз сердобольные доноры подкидывают денежки. Вряд ли натура этих людей враз изменилась. Так зачем хапуг и их окружение опять подпускать к высоким креслам? Возможность же выбрать честных депутатов ставится под сомнение вне зависимости опытные или молодые товарищи претендуют на мандат. Объяснение самое простое – приличные люди не рвутся в политику, где нельзя остаться честным человеком. Даже обладание большими деньгами не гарантирует чистые помыслы толстосумов – мы же видим, что депутаты-бизнесмены с трудом думают о развитии страны, им нужен депутатский статус, чтобы неприкосновенностью защищать своё имущество и бизнес. Тут уже не до написания законов, разве только, что те будут касаться их лично.

Так что может помешать проведению выборов? Есть только один повод не для отмены всей кампании, а только для её отсрочки. Это введение в стране чрезвычайного положения. Мы недавно уже жили в условиях ЧП и помнится, что граждане требовали скорейшей отмены всех ограничений, связанных с этой ситуацией. Неужели кто-то ещё ради отсрочки дня голосования, скажем, на месяц, согласится вновь на это? Вряд ли. Даже рассуждения, что очень опасно собирать людей на избирательных участках, можно считать весомым аргументом. Нас же, откровенно говоря, подобные столпотворения не сильно пугают. Не буду говорить о многочисленных тоях, в которых принимают участие не только простые граждане, но и те же самые депутаты. Да и о прощальных церемониях, на которые собираются сотни, упоминать не стоит. Организовать всё можно прекрасно. Недавно проведённое в России голосование по внесению поправок в Конституцию показало, что при продуманном подходе к делу возможно добиться почти безопасной процедуры. Ходят же сейчас люди в магазины, например, где им и температуру меряют, и на руки чем-то брызгают, и в кассу они в очередь стоят. Ещё один из аргументов противников – слишком много денег планируется потратить на избирательную кампанию. Так и слышится: «Тут в бюджете всюду дыры, а они тратят на всевозможные глупости – баннеры, плакаты, канцелярию и оплату работников избирательных комиссий всех уровней».

В связи с этим Центризбирком сообщил, что в бюджете на текущий год на выборы было предусмотрены 732 миллиона сомов. Но, слыша роптание электората, ЦИК пообещал оптимизировать эти расходы с учетом эпидемиологической ситуации. Поддержка со стороны ПРООН и правительства Японии позволила сэкономить 95 миллионов сомов, предусматривавшихся на доукомплектацию оборудования, распознающего личность голосующего. Снизятся и расходы на информирование граждан за счёт запуска ряда электронных информационных ресурсов о порядке голосования, кандидатах и партиях. В выборном процессе задействуют более 32 тысяч членов избирательных комиссий и операторов технической поддержки. За месяц каждый из них получит не больше 2-3 тысяч сомов. Помнится, в прошлый раз за эту работу платили по 5 тысяч. Заявления, что граждане, потерявшие своих близких, плохо думают о государстве, показавшем неспособность организовать медицинское обслуживание на должном уровне, и поэтому они не пожелают пойти на выборы, вряд ли можно считать серь-ёзными. Конечно, мы можем утверждать, что незачем нам выбирать новых депутатов, пока законодателей лично не будет волновать состояние больниц и поликлиник. Действительно, оставшаяся с советских времён привилегия уважаемых людей обслуживаться в спецполи-клинике никак не стимулировала избранников обращать свой взгляд на отечественную медицину. Тем более, что многие состоятельные товарищи просто улетали за границу поправлять здоровье, в том числе и президенты. Как бы назло властям некоторые люди заявляют, что они по принципиальным соображениям будут бойкотировать выборы. Здесь впору сказать «на здоровье». Только стоит им напомнить, что придут они на избирательные участки или нет, выборы всё равно будут признаны легитимными. При этом эти активисты только упустят свой шанс хоть что-то изменить во властных структурах. То, что им, возможно, не дадут это сделать, уже другой вопрос. Но попытаться-то можно?

Сегодня определённые шевеления в выборном процессе начались. По данным ЦИК, о намерении побороться за места в парламенте уведомили 44 политические партии. Исходя из проходной планки в семь процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, ясно, что при самом идеальном раскладе – равномерном распределении голосов, заветный предел чисто арифметически могут преодолеть не более 14 партий. К тому же не убрана и региональная квота, из-за которой как-то пострадала известная партия, лидер которой был не в ладах с президентом. Подобный барьер может сыграть злую шутку и нынче. Но до голосования ещё два с половиной месяца, поэтому, думая о здоровье, можно иногда задумываться и о будущем страны. Пока же до 20 августа партиям необходимо провести съезды – возможно в режиме онлайн – и составить списки кандидатов в депутаты. Сформировать их придётся с учётом определённых законом квот по женщинам, молодёжи, национального соотношения. Если всё пройдёт нормально, то с 4 сентября начнётся агитация. В этот раз у неё, безусловно, будут свои особенности, учитывающие условия пандемии и присутствие вируса, который, скорее всего, в ближайшее время никуда не исчезнет.

Конечно, можно вообще отказаться от выборов и не проводить их. Остаться без парламента и передать всю власть в руки президента. Только и президентами наш народ всегда недоволен…

Александр НИКСДОРФ.