Рита Карасартова, директор АЦ «Институт общественного анализа»:

— Сейчас Жогорку Кенеш грубо нарушает проект закона о выборах омбудсмена. Дело в том, что после ухода омбудсмена с должности в течение одного месяца надо выбрать нового омбудсмена. На это открыто указывает ст. 4 п.11 закона об омбудсмене. Должны быть какие-то причины для продления сроков избрания омбудсмена. Сейчас нет никаких причин, но продлили срок приема заявлений претендентов до 15 августа, говорят, что изберут в сентябре.

Нурбек Токтакунов, адвокат:

— Главная цель омбудсмена – защита прав человека от давления со стороны правительства. Например, если простой человек нарушит права другого простого человека, такие дела относятся к компетенции правоохранительных органов. Но если в то же время правоохранительные органы не выполняют свои обязанности, то это дело становится делом омбудсмена. Говоря иначе, относящиеся к омбудсмену дела – вертикальные отношения. Эта должность, по-моему, невероятно важная, потому что если кто-то не будет постоянно бить по рукам правительство, власть, то каким бы хорошим ни был человек, но во власти все нарушается. Омбудсмен контролирует правоохранительные и судебные органы. Кроме того, по Конституции омбудсмен становится контролирующим органом парламента. Сейчас не выполняются контролирующие функции Жогорку Кенеша или же плохо исполняются. Если придет хороший омбудсмен, то Жогорку Кенеш  приобрел бы силу, заставил работать правительство. У меня есть такая цель, если стану омбудсменом, то мы бы присоединили права омбудсмена к правам Жогорку Кенеша, заставили работать правительство, сделали бы обязательной защиту прав человека.

Динара Ошурахунова, правозащитница:

— Человек, бывший омбудсменом, уронил авторитет этого института, показал его обществу как бы ненужным. Бывшие до этого омбудсмены вместо того, чтобы заниматься защитой прав человека, занимались накоплением собственного капитала. Поэтому только с приходом на эту должность чистого, честного, не смешивающего политику с правовыми основами человека он сможет защищать права человека. В принципе нам нужен институт омбудсмена, хотя мы не входим в ряд стран с самыми тяжелыми нарушениями прав человека, но мы хорошо не защищаем права человека.

 

Источник: газета «De факто» № 28 от 19.07.2013 / стр. 7