Поводом диалога с известным драматургом, государственным и общественным деятелем, народным писателем Кыргызской Республики, лауреатом международной премии «Звёзды Содружества» М. Т. Байджиевым стали поправки в Конституцию Российской Федерации, голосование по которым состоится 1 июля 2020 г.

– Уважаемый Мар Ташимович, как вы восприняли поправки и изменения в Конституцию РФ, предложенные В. В. Путиным?

– С глубоким одобрением и благодарностью. Поправки и дополнения, предложенные уважаемым Владимиром Владимировичем, можно сказать, подлили масла в огонь, горящий в моей душе. Особенно статья о президентском правлении государством. Это, безусловно, укрепит мощь и единство Великой Руси.

«Чтоб был народ всегда един, 

Им должен править хан один», – сказано в эпосе «Манас».

– А не приведет ли такое единовластие к диктатуре и трагедии культа личности, как это бывало в истории?

– Такого не будет, если Президент страны, избранный народом, будет подотчётен своим избирателям в лице парламента, состоящего из представителей автономий и регионов республики, а не политпартий и фракций. Кстати, и Манас, объединивший кыргызские племена, правил  ханством по  согласованию  с народным курултаем, считай – народным парламентом.

– Выходит, политпартии должны быть ликвидированы?

– Нет. Политпартии на правах общественных организаций должны иметь право выдвигать своих кандидатов на пост Президента, госруководителей и депутатов автономии и регионов республики с правом отзыва, если избранник не будет выполнять волю народа и свои обещания.

В 1993 году, когда я был депутатом и редактором-экспертом Конституции Республики Кыргызстан, в первом чтении проекта Президент РК считался главой государства и Правительства.

Во втором чтении Аскар Акаев скромно отказался брать на себя обязанности главы правительства. А потом из ельцинской Конституции РФ переписали статью о том, что Президент республики имеет право распустить парламент, если депутаты не утвердят предложенного им Премьер-министра. Последователи А.Акаева ввели в Конституцию Кыргызстана многопартийную систему, так называемое «парламентское правление», всю ответственность за государственные неполадки взвалили на правительство и превратили его в козла отпущения. За минувшие 30 лет в отставку отправили 28 премьер-министров с кабинетами, изгнали из республики первого Президента КР, его последователи оказались на скамье подсудимых, рядом с ними заняли сидячие места бывшие премьер-министры, генпрокуроры, депутаты и другие госдеятели.

Кыргызстан погряз в коррупции, взяточничестве, межродовой и межпартийной борьбе за власть. Вот такое наследие получил нынешний Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков.

– Мар Ташимович, вы считаете, что в нашей республике будет наведен порядок и единство, если в Кыргызстане, как и в России, будет введено президентское правление?

– Безусловно, но при условии, что президент будет подотчетен своим избирателям, то есть гражданам республики, а не политпартиям и фракциям.

– Но Кыргызстан состоит не из федераций, а из территориальных регионов…

– Кыргызстан состоит из родоплеменных регионов Севера и Юга, претендующих на власть, а тут ещё возникли политпартии, жаждущие той же власти.

– Мар Ташимович, Кыргызскую Республику вы то и дело называете Республикой Кыргызстан или Кыргызстанской Республикой.

– В Конституции, принятой в 1993 году, было записано: «Кыргызстан Республикасы – Республика Кыргызстан», парламент назывался Улук Кенеш – Верховный, т.к. верховноводящий совет, по латыни парламент — высший орган государственной власти…

Местечковые патриоты, видимо, убедили доверчивого А. Акаева, что это снизит его статус, уговорили парламент назвать Жогорку Кенеш, то есть не верховный, а верхний Совет, и страну «Кыргыз Республикасы – Кыргызская Республика».

Кыргызстан – это обетованная земля кыргызского народа, где проживают граждане и других национальностей.

Представьте себе, если бы Российскую Федерацию назвали бы Русской Республикой!

– В Бишкеке вышла книга «Чингиз Айтматов и Мар Байджиев – феномен двуязычия». Проза Ч. Айтматова через русский язык стала достоянием мирового читателя. Ваши пьесы, написанные на русском языке, на своих языках поставили сотни театров ближнего и дальнего зарубежья. Хрестоматийный вариант «Сказание о Манасе», составленный и переложенный вами на русский язык, зарегистрирован ЮНЕСКО как эпос мирового класса, опубликован на украинском, грузинском, азербайджанском, таджикском, узбекском, английском и других языках.

– Похвастаюсь. Мои пьесы поставлены в трех московских театрах.

– В. В. Путин предложил конституционно поднять статус русского языка и культуры.

– Честь и хвала Президенту России Владимиру Путину! Трудно переоценить величие  русского языка и культуры. Благодаря русскому языку и культуре кочевой кыргызский народ вышел на просторы мировой цивилизации, науки, просвещения, культуры и искусства, самоутвердился как нация со своим философским мировоззрением, с богатейшим народным творчеством, превосходящим мировые эпосы не только по объему, но и по содержанию, через русский язык и культуру  наш народ освоил  достижения русской и мировой классики. Народные артисты СССР Сайра Кийизбаева и Бюбюсара Бейшеналиева, Болот Минжилкиев и Чолпонбек Базарбаев прославились выступлениями на сценах московского Большого театра и итальянского «Ла Скала» исполнением произведений П. И. Чайковского, М. П. Мусорг-ского, А. П. Бородина, Дж. Верди, Ж. Бизе, Ш. Гуно, Дж. Пуччини и других мировых классиков.

Выпускники московских и ленин-градских вузов – кинорежиссёры

Т. Океев, Б. Шамшиев и Г. Базаров, актер С. Чокморов восславили родной Кыргызстан через мировой киноэкран.

Да, мы с Ч. Айтматовым учились в Москве. Зоотехник Чингиз Айтматов окончил Высшие литературные курсы, я – Высшие курсы кинемато-графистов. Вот таков величавый статус русского языка и русской культуры.

Совершенно верно сказал Президент Сооронбай Жээнбеков при встрече с В. Путиным о том, что русский язык – второй родной язык кыргызстанцев.

– Мар Ташимович, в Конституции КР записано, что кыргызский язык является государственным, а русский употребляется в качестве официального языка. Появились, как вы говорите, местечковые патриоты, требующие изъятия из нашей Конституции статьи о статусе русского языка.

– Это конституционная клякса, принижающая статус обоих языков. Выходит так, что кыргызстанцы в быту и дома должны общаться на кыргызском языке, делопроизводство вести на официальном, то есть русском языке. Но, может ли быть такое в реальной жизни?! Для конституционного утверждения Кыргызстанского государства кыргызский язык должен быть государственным. Русский язык – это кислород  делового и дружественного общения с другими народами и государствами. Хочешь вольготно жить и работать в Кыргызстане – знай оба языка, разумеется, не помешает и английский язык!

В годы Великой Отечественной войны русский язык был символом единства советского народа, разгромившего фашизм.

И когда распалась могучая советская держава, в бывших союзных республиках появились «патриоты», снижающие величайший статус нашего  любимого языка. Невольно вспоминаются слова Ивана Тургенева: «Во дни сомнений, во дни  тягостных раздумий о судьбах моей Родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Слава тебе, о мой верный  друг – великий русский язык! Да благословит тебя навеки святой дух легендарного Манаса!

– Спасибо за беседу.

Эркин АБДРАХМАНОВ.