Министерство образования и науки в рамках реализации Проекта “Программа развития сектора: Навыки для инклюзивного роста” разработало программу развития квалификации педагогов профессиональных лицеев и колледжей с учетом гендерного аспекта. Подробнее об этом рассказала координатор по тренингам Отдела реализации Проекта Клара Темиркулова
- Можете рассказать, чем была вызвана необходимость разработки данной программы?
В Кыргызской Республике в настоящее время функционируют 99 профессиональных лицеев и 148 колледжей. В них осуществляют обучение более 3,6 тысяч мастеров производственного обучения (профлицеи) и более 7 тысяч педагогов (колледжи). При этом в стране отсутствует комплексная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей системы начального и среднего профессионального образования, которая отвечала бы современным потребностям и тенденциям, происходящим в системе образования. Все это сказывается на качестве подготовки специалистов сектора профессионального технического обучения и образования в целом.
Качество образования на прямую зависит от профессионального уровня преподавателя. На основании этого одним из приоритетных направлений СРО-2020 является улучшение качества преподавания в образовательной среде в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования. В рамках реализации плана мероприятия СРО на 2018-2020 гг. была разработана “Программа по профессиональному развитию преподавателей начального и среднего профессионального образования”.
- С какой целью разработана Программа развития квалификации педагогов?
Основной целью программы является удовлетворение потребностей в педагогических и технических кадрах в системе начального и среднего профессионального образования; создание кадрового резерва мастеров производственного обучения в соответствии с требованиями современного рынка труда.
В рамках данной Программы приоритетами являются подготовка мастеров производственного обучения, переподготовка преподавателей и мастеров, повышение квалификации инженерно-педагогических работников/мастеров производственного обучения профессионального технического образования и обучения.
Если же говорить о цифровизации страны, то одиним из важных приоритетов Программы по профессиональному развитию преподавателей является создание улучшенной среды обучения с использованием информационных технологий.
Расскажите немного об этапах реализации Программы и какая работа проделана для достижения этих целей и задач?
- Во-первых, в рамках реализации ”Программы развития сектора: Навыки для инклюзивного роста” разработан проект Методологии по анализу потребности в обучении ИПР.
Цель анализа – это определение потребности инженерно-педагогического работника учебного заведения в обучении для достижения и реализации необходимых профессиональных компетенций квалификационного уровня.
По результатам анализа будет проведена следующая работа. Разработан перечень тем для повышения квалификаций для различных уровней преподавателей; разработаны учебные модули на оснований потребностей инженерно-педагогических работников, организовано их обучение по заявленным курсам. По итогам обучение проведена сертификация ИПР.
При поддержке Проекта были обучены более 1500 преподавателей из системы НПО И СПО.
Также разработана и утверждена «Основная профессиональная образовательная программа дополнительного профессионального образования профессиональной переподготовки». Целью данной Программы является получение компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретения новой квалификации, где форма обучения – очная-заочная с применением дистанционных образовательных технологий.
- Ваши дальнейшие мероприятия по реализации Программы по профессиональному развитию преподавателей?
В данный момент идет разработка основной профессиональной образовательной программы по трем специальностям: “Техник-мастер производственного обучения по эксплуатации транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта кроме водного”, «Техник-мастер производственного обучения по конструированию, моделированию и технологии швейных изделий”, «Техник-мастер производственного обучения по организации обслуживания гостиниц и туристических комплексов. После завершения основной профессиональной образовательной программы планируется набор студентов и их обучение. А также содействие колледжам для получения лицензий.