С целью обеспечения доступа граждан к качественному образованию, формирующему применимые на практике знания и компетенции, позволяющему ему адаптироваться к изменениям в мире, быть конкурентоспособным и востребованным в Национальной стратегии развития Кыргызской Республики 2018-2040 годы отмечено о приоритете системы профессионального образования. Должно быть обеспечено управление и финансирование, ориентированное на результат, на всех уровнях образования, включая использование механизма нормативного бюджетного финансирования, что может обеспечить эффективное использование бюджетных средств.

Перевод финансирования системы профессионального образования на нормативную основу, является одним из приоритетных направлений модернизации образования во всем мире.

В сфере дошкольного образования в 2016-17 гг. была проводена пилотная апробация модели нормативного финансирования, по итогам определена потребность в изменении нормативной правовой базы. На сегодняшний день большинство школ во всех регионах страны перешли на нормативное финансирование. Бюджет школ определяется исходя из численности учащихся, а также утвержденной шкалы НБФ, дифференцированной по типам школ, ступеням обучения, месту расположения (город/село).

С 1 января 2019 года все учебные заведения начального профессионального образования работают с учетом нормативов финансированию в соответствии с постановлением Правительства КР №545 от 22 ноября 2018 г. В системе высшего профессионального образования в соответствии с постановлением Правительства КР №370 от 1 июля 2016 г. объем государственного финансирования формируется исходя из численности студентов-грантообладателей и размера образовательного гранта и затрагивает только подготовку кадров в рамках государственного заказа.

В настоящее время в рамках проекта Министерства образования и науки Кыргызской Республики «Программа развития сектора: Навыки для инклюзивного роста» разрабатываются инструменты для проведения работ по внедрению нормативов бюджетного финансирования, также разрабатываются инструменты нормативного бюджетного финансирования. Специалистами и экспертами проекта был проведен анализ финансирования системы среднего профессионального образования, который показал, что:

  • до 95% бюджета колледжей направляется на содержание персонала и инфраструктуры и лишь около 1% на учебный процесс.
  • в системе оплаты труда не заложен учет уровня материального стимулирования преподавателей с конечным результатом его работы.
  • различная ситуация по использованию площадей, проектная мощность в 22 колледжах составляет 16,8 тыс. студентов, где в 2019 году обучалось более 18,0 тыс. студентов.
  • бюджетообразующие сетевые показатели затратные, так как зависят от инфраструктуры и количества групп.
  • кроме различного уровня финансовой обеспеченности колледжей по регионам республики, колледжи также имеют различную часовую нагрузку на педагогический персонал.

На основании проведенного анализа были разработаны методические подходы при расчете нормативов бюджетного финансирования пилотных колледжей в разрезе групп специальностей.

Расчет норматива расходов на оплату труда был построен на основе положений, утвержденных постановлений Правительства КР:

  • «Об условиях оплаты труда некоторых категорий работников системы образования» от 30 сентября 2018 года № 511
  • «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образовательных организаций» от 31 мая 2011 года № 270
  • «Об утверждении Типовых штатов организаций среднего и высшего профессионального образования» от 20 ноября 2015 года №788

Норматив бюджетного финансирования включает два компонента:

  • Образовательный процесс (оплата труда персонала, повышение квалификации, учебные материальные расходы, стипендия)
  • Образовательная среда (расходы необходимые для обсечения образовательной среды, на исследования, коммунальные расходы, текущие ремонтные работы)

В целом, нормативный метод финансирования образования оценивается как более эффективный по сравнению со сметным финансированием.

Модель нормативного бюджетного финансирования позволяет обеспечить единое финансирование колледжей путем справедливого и прозрачного распределения финансовых ресурсов из республиканского бюджета. Выравниваются условия доступа молодежи к обеспеченному государственным финансированием образованию — обучение каждого учащегося обеспечивается из бюджета одинаковой суммой средств. НБФ также является фактором оптимизации сети образовательных учреждений, развития элементов конкуренции между ними.

Плюсами также является возможность обеспечить экономию бюджетных средств за счет улучшения прозрачности финансовых потоков и их рационализации, повышение мотивации трудовой деятельности педагогов, так как каждый колледж будет стараться наращивать свой образовательный ресурс, чтобы привлечь учащихся и увеличить финансирование. Колледжам будет предоставлена реальная административная и хозяйственная самостоятельность, что повлияет на создание эффективного механизма, позволяющего оперативно реагировать на запросы потребителей образовательных услуг и потребности работодателей в квалифицированных кадрах.

По результатам пилотирования нормативов бюджетного финансирования в 8 Центрах передового опыта, будет принято решение по дальнейшему распространению данной модели во всех учебных заведениях среднего профессионального образования.