День 14 февраля с некоторых пор – непростой день для большинства кыргызстанцев.
В особенности для молодых. В особенности для тех,
у кого не устроена личная жизнь и кто очень хотел бы её устроить. В пришедший
к нам с Запада День святого Валентина (он же День всех влюблённых) молодёжи хочется романтики и исполнения самых заветных желаний. Девушки, уже состоящие в отношениях с мужчинами, ждут и надеются, что именно в этот день возлюбленный предложит им руку и сердце. А те, у кого никаких отношений пока нет, питают надежду именно 14 февраля повстречать наконец-то своё счастье.
А если это потенциальное счастье ещё и зовут Бакытом…
БишкекчанкаЗамира 14 февраля в 22.00 торопилась на свидание. Встреча должна была состояться на пересечении улиц Ч. Айтматова и АжыбекБаатыра (чтобы было понятнее – район старого аэропорта).
Встречу ей назначил некий Бакыт, которого «живьём» Замира пока ещё ни разу не видела. Познакомились они в социальных сетях, в «Инстаграме». Бакыт сам нашёл её, сделал пару комплиментов, предложил знакомство с дальнейшими романтическими отношениями, плавно переходящими в брачные узы.
«В наше время, – комментирует психолог Айнура Алтынбаева, – когда общение между людьми всё больше и больше переносится в интернет, всё чаще там происходят не только знакомства, но и дружба, и даже любовь. В виртуальных отношениях есть основной и понятный плюс — это быстрота, экономия времени. И довольно много минусов.
Самый главный из них – люди идут на это знакомство вслепую. И после зачастую боятся перехода из виртуального плана в реальный и могут как угодно проявлять себя в переписке, но совершенно не торопятся встретиться в реальной жизни. Ни он, ни она совершенно не намерены по-настоящему вникать в жизнь и обстоятельства виртуального собеседника.
А вникать надо бы. Надо бы разбираться, с кем имеешь дело и чем это знакомство может для тебя обернуться. Это и в реальной жизни не всегда получается, но вне интернета это сделать всё-таки проще»…
БакытаЗамира даже на фото толком не разглядела. Однако от приятного знакомства не отказалась. Непродолжительное время они общались виртуально, а 14 февраля таинственный Бакыт решил наконец рассекретиться и предложил интернетной знакомой встречу в тёмном укромном уголке в не самое подходящее для первого свидания время…
Замиру (вернее, её тело) найдут в подъезде жилого дома по улице Айтматова. На теле эксперты насчитают 33 ножевых ранения, четыре из которых – проникающие. При убитой не найдут её сумочки с 28 тысячами сомов, дорогим мобильным телефоном, паспортом и водительским удостоверением.
Первая милицейская версия, разумеется, – ограбление.
Вторая версия – грабила женщина.
И то, и другое оказалось правдой… Хотя лишь отчасти.
Почему сотрудники Ленинского РУВД предположили ограбление – объяснять не нужно. Раз у погибшей были при себе деньги, а потом они пропали – значит, злоумышленник охотился именно за ними и убийство совершил с целью наживы. Что же касается предположения о том, что злоумышленник на самом деле – злоумышленница, так об этом красноречиво сказало количество ножевых ран. Мужчины ТАК, как правило, не убивают. За редким исключением. Многократно и беспорядочно бить жертву ножом может только доведённая, что называется, до ручки дама. Или психически слабый, тоже доведённый до ручки мужчина.
Но если убийца – ранимый истеричный мужчина с тонкой душевной организацией, – как он мог хладнокровно ограбить убитую?
Уголовное дело возбудили сразу по нескольким пунктам нескольких статей УК.
Во-первых, убийство, то есть умышленное лишение жизни другого человека, совершённое с особой жестокостью, из корыстных побуждений, сопряжённое с разбоем или бандитизмом.
Во-вторых, разбой, то есть нападение с целью завладеть чужим имуществом (в крупном размере), совершённое с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, с оружием или предметами, используемыми в качестве оружия.
В-третьих, похищение у гражданина паспорта или другого важного личного документа.
Дело оставалось за малым – вычислить этого разбойника-похитителя-убийцу. Причём скорее всего – не «этого», а «эту».
«Эту» оперативникам удалось задержать меньше чем через десять дней – 23 февраля.
Камила (по этическим соображениям имя изменено), 23 января 1988 года рождения, – уроженка Нарынской области. С высшим образованием. Не судима. Воспитывает несовершеннолетнего ребёнка. Не замужем (хотя совсем ещё недавно имела крепкую, как ей казалось, семью).
Семья распалась по вине Замиры. По крайней мере сама Камила была в этом твёрдо уверена. И несколько месяцев до трагедии, разыгравшейся в районе старого аэропорта Бишкека, Камила находилась, как говорят специалисты, в психотравмирующей ситуации.
«Женская ревность отличается от мужской, – объясняет психолог А. Алтынбаева. – У женщин это чувство поистине разрушительное, камня на камне не оставляющее. Прежде всего потому, что женщины сами по себе более эмоциональны. А учёные утверждают, что женщины более ревнивы, потому что в них генетически заложена забота о потомстве. Если уходит мужчина, глава семьи, кормилец, – жизнь и его жены, и детей ставится под угрозу.
Так что в большей мере ревности подвержены женщины домашние, которые не работают и не могут сами себя содержать.
Ни одному мужчине ни в каком бреду не придут в голову такие изощрённые планы мести разлучнице, какие иной раз по нескольку месяцев в головах вынашивают женщины»…
По версии следствия (подтверждённой судами двух инстанций), доведённая до крайности Камила зарегистрировалась в социальных сетях под именем Бакыт.
Нашла анкету Замиры и от мужского имени предложила ей виртуальную дружбу. У Замиры с бывшим мужем Камилы, надо сказать, к тому моменту уже всё разладилось, и Замира снова была свободна и находилась в активном поиске.
Из обвинительного заключения:
«Из ревности зарегистрировавшись под вымышленным именем Бакыт в социальной сети, начала общаться с потерпевшей якобы с целью создания семьи и умышленно, с целью лишения жизни последней, обманным путём назначила ей встречу па пересечении ул. АжыбекБаатыра и Ч. Айтматова в г. Бишкек. Пришла с ножом и, подойдя сзади к потерпевшей, ударила её несколько раз ножом в область лопаток – со словами, что она и есть тот самый Бакыт, который пришел к ней на встречу.
Раненая потерпевшая забежала в подъезд дома, куда за ней вбежала подсудимая и нанесла ей неоднократные ножевые ранения в область шеи, рук, лопаток и грудной клетки. Затем с целью сокрытия мотивов совершённого преступления подсудимая завладела денежными средствами потерпевшей в размере 28000 сомов, мобильным телефоном стоимостью 25000 сомов, сумкой красного цвета стоимостью 3000 сомов, где находились паспорт и водительское удостоверение, причинив потерпевшей значительный материальный ущерб в размере 56000 сомов».
Ленинский районный суд Бишкека признал Камилу виновной по всем пунктам предъявленного обвинения и приговорил к 12 с половиной годам лишения свободы с выплатой потерпевшей стороне материального и морального ущерба в общей сумме 156 тысяч сомов.
В качестве апелляционной инстанции материалы этого необычного уголовного дела рассмотрел Бишкекский городской суд. И принял решение приговор отменить и отправить дело на новое рассмотрение.
Городской суд пришёл к выводу, что совершённое Камилой убийство не может квалифицироваться как «сопряжённое с разбоем или вымогательством», потому что умысел на лишение жизни Замиры был продиктован всего лишь неудержимой женской ревностью. Убивать соперницу Камила шла отнюдь не из корыстных побуждений и чужими вещами завладела исключительно с целью запутать правоохранительные органы и пустить их по ложному пути.
Да и насколько это преступление было умышленным? Тоже большой вопрос. Бишкекскийгорсуд заподозрил, что судебно-психиатрическая экспертиза в отношении подсудимой проводилась поверхностно. Что на самом деле имел место аффект (который, как известно, может быть не одномоментным, а бывает вызван длительной психотравмирующей ситуацией).
Определение коллегии Бишкекского городского суда: «при таких обстоятельствах приговор Ленинского районного суда г. Бишкек от 13 сентября 2019 года в отношении У.К. подлежит отмене с передачей дела на новое судебное рассмотрение в тот же суд, в ином составе. Мера пресечения в отношении У.К. до окончательного решения оставлена прежней – заключение под стражей».
Ольга НОВГОРОДЦЕВА.