Виртуальный кассовый аппарат представляет собой программное обеспечение, устанавливаемое на электронные устройства (персональный/переносной компьютер, мобильный телефон и другие аналогичные аппараты), принадлежащее субъекту предпринимательства, с помощью которого будут проводиться кассовые операции.

Зачем нужны ККМ

Как было озвучено на бюджетных слушаниях 2020-22 гг., которые прошли в сентябре прошлого года, уровень теневой экономики в Кыргызстане занимает 24% от общего объема ВВП. В 2018 году в денежном эквиваленте объем теневой экономики достиг 133 млрд. сомов.

В связи с этим в рамках цифровизации страны Правительством Кыргызской Республики были заложены основы по внедрению электронных систем фискализации налоговых и таможенных процедур.

В связи с этим в рамках цифровизации страны Правительством Кыргызской Республики были заложены основы по внедрению электронных систем фискализации налоговых и таможенных процедур. Об этом говорил Кубатбек Боронов в ходе заседания Жогорку Кенеша по утверждению его на должность премьер-министра.

«Предусмотрено три компонента. Первое — в 2020 году будет внедрена фискализация следующих налоговых процедур: внедрение электронных счет-фактур, виртуальных контрольно-кассовых машин, обязательное использование автоматизированной системы управления на автозаправочных станциях, а также обязательная цифровая маркировка алкогольной и табачной продукции, ввозимой на территорию страны.

Второе — в таможенной системе начаты конкретные действия по легализации доходов, борьбе с теневой экономикой, совершенствованию системы учета ввоза и вывоза товаров и груза, а также сокращению контрабанды. Эти меры позволят снизить налоговые нагрузки на предпринимателей.

Третье — будет улучшено управление налоговой системой. Будет изменен порог НДС для бизнеса, работающего на внутреннем рынке. Для компаний, осуществляющим экспортно-импортные операции будет другая система, но порядок будет значительно упрощен. Также планируется сокращение видов налоговых режимов и внедрение единой налоговой системы. В нем налог на прибыль, налог с продаж и налог на добавленную стоимость будут изменены», — сказал.

24 июня текущего года теперь уже премьер-министр Кубатбек Боронов подписывает постановление Правительства №356, предусматривающее утверждение правил эксплуатации, порядка применения и регистрации ККМ-онлайн, в том числе виртуальных. Введение виртуальных контрольно-кассовых аппаратов является одним из компонентов фискализации налоговых процедур в КР и реализации концепции цифровой трансформации «Санарип Кыргызстан».

Почему виртуальный ККМ удобнее

Как рассказали в Министерстве экономики Кыргызской Республики, минимальная стоимость аппаратной контрольно-кассовой машины или ККМ, способной передавать данные в онлайн режиме составляет свыше 10 000 сомов, что в условиях текущего экономического кризиса, является обременительной нагрузкой для бизнеса, в особенности для малых и средних предпринимателей, а также предпринимателей в регионах. Поэтому в целях оказания поддержки бизнесу, в частности малому и среднему, была начата работа по внедрению виртуальной ККМ (программное обеспечение, реализованное в виде клиентского приложения на операционных системах Android, iOS и Windows), которая является новым направлением и дешевой альтернативой по сравнению с аппаратными ККМ-онлайн.

Введение виртуальных контрольно-кассовых аппаратов предусматривает:

  • создание комфортных и благоприятных условий для предпринимателей;
  • защиту интересов добросовестных отечественных производителей и импортеров;
  • создание условий справедливого развития честной конкуренции;
  • внедрение современных цифровых решений в сфере законодательства;
  • введение технологий, направленных легализацию теневой экономики.

 

Кто может работать без применения ККМ

Согласно поставлению, на территории Кыргызской Республики к регистрации и применению субъектами допускаются только те экземпляры ККМ, модели которых внесены в Государственный реестр контрольно-кассовых машин

Без применения ККМ могут работать субъекты, осуществляющие деятельность по реализации:

  • газет и журналов, а также сопутствующих товаров, в газетно-журнальных киосках;
  • ценных бумаг;
  • лотерейных билетов вне стационарных помещений;
  • проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • чайной и другой продукции общественного питания в пассажирских вагонах поездов;
  • предоставление услуг индивидуального характера (гувернантки, няни, садовники, домработницы) и по выпасу скота;
  • услуги коммерческих банков, микрофинансовых организаций, кредитных союзов, специализированных финансово-кредитных организаций и платежных организаций, лицензируемых и регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики, за исключением оказания ими обменных операций с наличной иностранной валютой;
  • услуги религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством КР в сфере регулирования деятельности религиозных организаций, в части реализации предметов культа и религиозной литературы в культовых зданиях и уличных киосках, а также оказание услуг по проведению ритуальных, религиозных обрядов и церемоний.

Как понять, что квитанция выдана правильно

На бланке квитанции, выдаваемом покупателям или клиентам, должны отражаться следующие реквизиты:

  • серия и номер квитанции;
  • наименование и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • название модели ККМ;
  • заводской номер ККМ;
  • регистрационный номер ККМ;
  • вид операции (продажа, покупка или возврат);
  • порядковый номер контрольно-кассового чека, на который оформляется возврат;
  • дата и время операции;
  • вид оплаты (наличный/ безналичный);
  • итог сумм реализованных товаров, оказанных услуг или выполненных работ;
  • наименование и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) покупателя или клиента (в случае осуществления денежных расчетов с субъектами малого предпринимательства и субъектами, уплачивающими налоги на основе налогового контракта);
  • количество, тип и курс валюты (для ККМ, применяемых при проведении обменных операций с наличной иностранной валютой).

 

В контрольно-кассовом чеке, выдаваемом покупателям или клиентам, должны отражаться следующие реквизиты:

  • наименование субъекта;
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • заводской номер ККМ;
  • регистрационный номер ККМ;
  • серийный номер устройства передачи фискальных данных;
  • порядковый номер контрольно-кассового чека;
  • дата и время покупки/услуги;
  • стоимость покупки/услуги. Стоимость покупки/услуги должна отражаться на контрольно-кассовом чеке и передаваться в уполномоченный налоговый орган и/или ОФД независимо от способа оплаты;
  • способ оплаты (наличный/безналичный);
  • наименования и суммы удержанных налогов (налог на добавленную стоимость и налог с продаж). В случае осуществления субъектом деятельности по специальным налоговым режимам суммы налогов в контрольно-кассовом чеке отражаются значением «0»;
  • дополнительные признаки расчета (признак агента, признак расчета по предоплате (аванс) и постоплате (кредит);
  • подтверждение о фискальном режиме;
  • QR код (закодированная информация о чеке);
  • адрес веб-сайта уполномоченного налогового органа (для проверки чека).