Стремление быть «открытыми» и «прозрачными» в последние годы захлестнуло чиновников всех уровней. Об этом они взахлеб рассказывают на различных мероприятиях простому люду, томно вздыхающему в такт оратору и с надеждой ждущему перерывов на кофе-брейк. Уверовав сказанному, народ, удовлетворенный шикарными интерьерами и сытным угощением, разбредается по домам, лелея себя надеждой о лучшем завтра. Но вот реальных дел, подтверждающих сказанное, добиться очень сложно, поскольку достучаться до власть имущих практически невозможно.

Чего стоит попасть на прием к большому начальнику? В первую очередь, нужно узнать дни приема, затем записаться. И это все на местном уровне. А говорить о личной встрече с народными избранниками Жогорку Кенеша вообще не приходится. Хотя они и сами этого не отрицают. Даже называют процентное соотношение такой возможности.

На состоявшемся на прошлой неделе семинаре для средств массовой информации «Медиа и «Ачык-Окмот», организованного Национальным форумом «Открытое правительство» при поддержке программного офиса ОБСЕ в Бишкеке, заместитель торага Жогорку Кенеша Аида Касымалиева заявила, что такая возможность у людей, приехавших из села (почему-то именно их выделила замторага), составляет всего 1-2%.

— Они могут попасть, если знают воцап депутата, например, со мной такая связь. Мои помощники выписывают очень много пропусков, иногда и для других депутатов. Граждане просят: «Выпишите нам пропуск, а мы в ЖК найдем своих депутатов сами». Я выписываю, чтобы они зашли, могли достучаться и обсудить свои проблемы, – рассказала А. Касымалиева.

Способ, конечно, хороший, в ногу со временем. Но вот где всем несведущим взять воцап номер хотя бы одного из народных избранников, увы, непонятно. Обычно личные номера телефонов есть только у родственников или друзей. Так, может быть, именно они одолевают очередями проходную Белого дома в надежде тоже стать его постоянными обитателями?

Чаяния народа в адрес депутатов ЖК по поводу плохих дорог, отсутствия водопроводов и освещения замторага считает немного не по рангу.

– Почти каждый депутат сталкивается с тем, что, когда прибывает на встречи в село, должен заниматься вопросами дорог, мусора, освещения и т.д. Считаю, что происходит это из-за того, что четко не расписаны функции айыл окмоту и местных кенешей, а также непониманием роли парламента. Когда я прихожу на встречу, то не могу сказать людям, что занимаюсь законотворчеством, поэтому раз уж есть такая потребность – нужно ее решить, необходимо её делегировать, но в целом надо её на системном уровне решать, – отметила А. Касымалиева.

Конечно, решать маленькие проблемки сел – дело не для барского размаха – им масштабы подавай, так сказать, глобального размера, государственные. А мысли о том, что люди, обойдя массу инстанций и не получив ответа, пытаются достучаться до самой высокой, почему-то не возникает. У России на этот счет есть хороший опыт, ведь именно с решения проблем местного значения складывается процветание государства в целом. Примером для нашего главенствующего парламента может стать президент России Владимир Путин. Он, несмотря на свой конституционно закрепленный статус главы государства, считает общение с простыми людьми одной из важных обязанностей, причем на таких встречах решаются как региональные, так и частные проблемы граждан.

Поскольку наш парламент стоит во главе государства, было бы совсем неплохо всем народным избранникам хотя бы раз в полгода выходить на прямую связь с народом. Может быть, тогда мы и зажили бы лучше, да и стали понимать всю суть парламентаризма.

А сейчас, по мнению А. Касымалиевой, необходимо проводить «раскрутку парламента».

– Парламентаризм – это для нас новое. Иногда бывает, что очень организованно бьют по депутатам, но сам институт нужно сильно укреплять. Это болезнь роста. С 2010 года мы строим парламентаризм, причем одни в регионе и на постсоветском пространстве.

В продолжение депутат отметила, что наше общество в политическом плане очень высокообразованное.

– Когда встречаешься в селе с людьми, они такие вопросы задают и такие темы поднимают, у них высокий уровень знаний, политическая подкованность даже выше чем у депутатов – это везде, все люди очень активны. После встречи у меня скапливается около 100 писем, очень грамотно написанных, с предложениями, которые нужно вносить и озвучивать, – поделилась А. Касымалиева.

Ну как тут не согласиться с депутатом? Наше общество действительно довольно политизировано, ведь пережить две революции за короткий временной период – такое в истории сложно найти. Ну а на счет образованности… так в этом случае есть возможность и местами поменяться. Но, как показывает практика, просто образованным быть недостаточно, нужно иметь толстый кошелек или хороших спонсоров.

Конечно, радует, что работа по приближению власти к народу все же ведется, а некогда выходцы из народа, получив новый мандат, стараются приблизить себя к основной массе безмандатных. Как оказалось, Кыргызстан в этой проблеме не одинок. И чтобы власть хоть немного знала о проблемах людей и была ближе к своим избирателям, в мировом масштабе действует партнерство «Открытое правительство», содействующее прозрачности государственного управления, борьбе с коррупцией и привлечению к этим процессам гражданского общества. С 2017 года наша республика участник «Открытого правительства».

Что такое «Открытое правительство»?

Как рассказал сопредседатель национального форума «Открытое правительство» Бакыт Сатыбеков, партнерство «Открытое правительство» было создано в 2011 году в ответ на вызовы, связанные со стихийными массовыми выступлениями в разных странах, например, «Арабской весны». Власти многих стран осознали, что им не хватает связи с народом. Именно поэтому по инициативе 8 стран (США, Великобритании, Бразилии, Норвегии, Индонезии, Мексики, Филиппин, ЮАР) была создана эта многосторонняя платформа, призывающая страны-участницы повышать прозрачность и подотчетность. Управляется Координационным комитетом, состав которого формируется по принципу «50\50», то есть состоит из гражданского общества и представителей государств-участниц соответственно. По правилам партнерства, правительство и граждане совместно разрабатывают национальные планы действий. По мнению организаторов мероприятия, – модель уникальная, поскольку создает равноправное партнерство между гражданским сектором и государственным. Национальные планы действий рассчитаны на двухлетний период, поэтому должны включать конкретные реформы, исполняемые за два года.

Эксперты считают, что польза для государства идет в повышении качества государственной политики. Поскольку все ветви власти могут формировать свою госполитику, исходя из реальных запросов граждан. Граждане участвуют в процессе принятия решений, значит, они разделяют ответственность за них. Странам с участием партнерства «Открытое правительство» инвесторы доверяют больше и вкладывают в них деньги.

В целом «Открытое правительство» – это не структура, а своеобразная доктрина госуправления, при которой для граждан открывается максимальный доступ к документам и действиям властей, чтобы расширить общественный контроль за последними.

Страны-участницы «Открытого правительства», а в настоящее время их 75, должны требовать от своих чиновников исполнения прописанных в Нацио-нальном плане действия обязательств. Как сообщила А. Касымалиева, в нашей республике представители гражданского общества и депутаты ЖК разработали и приняли план действий по построению «Открытого правительства на 2018-2020 годы». Одним из названных обязательств стало повышение прозрачности госзакупок.

Сайт госзакупок: формальность или инструмент прозрачности?

Посмотреть, что закупают наши госорганы, и не только они, можно воспользовавшись сайтом государственных закупок. Порой его страницы могут развеселить, а порою заставляют задуматься – на что уходят бюджетные денежки? К примеру, одному из айыл окмоту понадобились искусственные пальмы для благоустройства территории, а вот министерство иностранных дел объявило тендер на полмиллиона сомов, чтобы сшить себе шторки. И таких примеров – достаточно много. Но в последнее время очень часто можно заметить объявления, нарушающие нормы закона «О госзакупках». В них закупающие организации четко указывают названия фирм. Складывается мнение, что сайт попросту превращается в формальную площадку – сказано в законе «надо провести тендер, мы и проводим». А как же закон «О конкуренции»? Или обученные закупщики о нём не знают?

К сожалению, как рассказал Мирбек Дуйшеев, заместитель директора Департамента госзакупок, следить за правильностью составления тендерных заявок департаменту просто не хватает времени и сил, ведь в его штате всего 23 человека.

– Проще нам позвонить или написать, мы должны реагировать на такие звонки. На данный момент санкционных мер нет. Ранее в рамках Административного кодекса у нас были такие полномочия, но в связи с изменениями законодательства у нас санкционных рычагов нет. Мы можем лишь направить информацию в соответствующие органы. В рамках 9-й статьи закона «О государственных закупках» департамент вправе отменить конкурс, обязать закупающую организацию пересмотреть свое незаконное решение, приостановить процесс закупок или дать рекомендацию об исправлении ошибок, направить материалы о допущенных нарушениях в соответствующие правоохранительные органы, – отметил М. Дуйшеев.

Усложненность и запутанность сайта также накладывает отпечаток на его работу. По мнению Нооката Идрисова, зампредседателя общественного совета министерства экономики и члена рабочей группы по улучшению портала госзакупок, общественный совет около 6 лет борется с госучреждением «Инфо-Система», с департаментом госзакупок, минфином, требуя сделать портал прозрачным и простым для всех граждан. Даже был создан его альтернативный вариант. Как утверждает Н. Идрисов, работа на нем будет доступна и понятна. И самое основное – для этого не потребуется специального обучения. Но, к сожалению, чиновники ни разу не прислушались к мнению общественности и не приняли ни одного их предложения.

Видимо, в этом и проблема альтернативного сайта – он прост в использовании. Ведь запусти его в работу – государство лишилось бы средств, которые оно собирает за обучение людей, готовящих тендерные заявки, и пусть они потом не совсем правильные, и пусть с нарушением законодательства…

– Любой пользователь нашего «альтернативного» сайта на одной страничке сможет увидеть всю историю интересующего его тендера от начала до конца. Например, он может подать объявление, посмотреть, кто участвует в тендере и что предлагает. Конечно, до объявления победителя эта информация будет закрыта, но после можно все посмотреть. В следующей колонке можно посмотреть протокол вскрытия, в следующей – подать жалобу, если решение принято несправедливо, и т.д. Также здесь будет возможность увидеть договор и акты приема-передачи. Сейчас на действующем портале госзакупок их нельзя увидеть. А это лазейка для коррупционных схем. Например, воинская часть покупает солдатам для питания мясо: на рынке оно стоит минимум 300 сомов. Но один из участников в сговоре с организацией, проводящей тендер, и объявляет цену в 250 сомов – она очень низкая и, естественно, он выигрывает. Однако при этом поставляет вместо 10 тонн мяса, указанных в тендерной заявке, всего 5 тонн, а деньги от оставшейся разницы цен делятся. Чтобы таких схем не было, очень важно видеть акты приема-передачи с живыми подписями. Призываю всех нас – давайте требовать, чтобы система госзакупок была прозрачной и понятной для всех граждан, – прокомментировал Н. Идрисов.

По данным интернет-источников, ежегодно членство нашей республики в «Открытом правительстве» обходится в 25 тысяч долларов США. В масштабах государства сумма, конечно, не сильно большая. Но почему кыргызстанцам приходится платить за то, чтобы госчиновники услышали их нужды? Неужели, получив «большую» должность, чиновникам в одночасье отшибает память о своей «прошлой» жизни, и им кто-то постоянно должен напоминать о том, что зарплату они получают из бюджетных денег, в большинстве своем собираемых за счет средств налогоплательщиков, интересы которых по сути они и должны продвигать в государственном масштабе?

Елена ЖОЛОБОВА.