Вложиться в строительство дома и купить не достроенную пока квартиру –это не просто совершить покупку жилья «с отсрочкой заселения». Это очень рискованная инвестиция.

На многочисленных интернет-сайтах публикуют советы для тех, кто не хочет стать обманутым дольщиком. По пунктам: лично контролируйте строительство, почаще бывая на объекте; внимательно читайте документы, не подписывайте ничего не глядя; соберите максимум информации о застройщике…

Где собирать информацию? В Интернете. Здесь сейчас можно найти всё, что душе угодно. Ну и газеты, конечно, почитывать. В газетах тоже много интересного пишут.

Евгения Борисовна Шитогубова из Московского района вроде бы соблюдала все пункты – за исключением последнего. И попалась. А вместе с ней ещё около семисот граждан, надеявшихся недорого приобрести квартиру в строящихся домах в хороших районах Бишкека.

Человек, обманувший их, сейчас дожидается приговора суда. Обвиняется он в мошенничестве в особо крупном размере. До этого Октябрьский районный суд Бишкека признал его виновным в самоуправстве и приговорил к штрафу в размере 3000 сомов.

Было это в апреле прошлого года. А уже в июле находившийся под подпиской о невыезде недобросовестный застройщик был задержан за более серьёзное преступление – мошенничество.

Все проблемы с законом гражданина Максима Альянова широко освещались средствами массовой информации. Но ни до кого из этих 700 обманутых дольщиков (трое, к сожалению, умерли от переживаний) апрельская информация, как видно, не дошла.

— Как же вас угораздило связаться с этой строительной фирмой? – спрашиваю беловодчанку Евгению Борисовну, накопившую деньги на квартиру в городе для своего внука и в итоге оставшуюся без жилья, без денег и надежды когда-нибудь вернуть утраченное.

— Увидела в Интернете картинку. Фотографию строящегося дома. Понравилось…

Лучше бы она другие «картинки», связанные с этой фирмой, в Интернете искала!

— Приехала в Бишкек, – продолжает она. – Увидела дом своими глазами. Понравился ещё больше. И район хороший. И директор фирмы Максим Анатольевич внушал доверие. Показал все документы, пошли с ним к нотариусу, заключили договор. Я ему сразу все деньги за квартиру отдала…

— Ещё года два назад я с уверенностью сказал бы, что ни за что не стану платить за воздух, – говорит другой несостоявшийся новосёл Максат. – Сначала вы мне квартиру, а уж потом я вам деньги. Но в этом случае будто под гипнозом находился. Отдал. И даже не задаток, а полностью всю сумму.

Евгения Борисовна заплатила за несуществующую квартиру 34 тысячи долларов. Максат – 31 тысячу.

— Мы с детьми часто приезжали в Бишкек, – продолжает Шитогубова. – Смотрели, как идут отделочные работы. Там оставалось совсем чуть-чуть. Ключ от входной двери был там же, в дверном замке. Когда надо, открывали, заходили, потом запирали опять. Так все делали, кто ждал квартиру в этом доме.

Однажды ключа в двери не оказалось.

— Дочка повернула ручку – не заперто. Мы зашли внутрь и оторопели: здесь уже, оказывается, люди вовсю живут! Которые, оказывается, буквально двумя днями раньше купили эту квартиру у Альянова за 28 тысяч долларов.

Евгения Борисовна, естественно, побежала к Максиму Анатольевичу разбираться. Тот её «успокоил». Ошибочка, дескать, вышла. Ничего страшного. Можете выбрать себе другую квартиру, какая понравится, и тоже заселяться.

— К тому моменту я уже точно знала, – рассказывает Шитогубова, – что свободных квартир в этом элитном доме не осталось. Значит, мне предлагалось тоже вселиться на чьё-то место. И потом так же разбираться с хозяевами…

Максим Альянов, как потом выяснило следствие, продавал квартиры в строящихся домах по 350 долларов за квадратный метр. Одну квартиру – двоим-троим покупателям. Выяснилось также, что в некоторых случаях он вообще не являлся владельцем земельных участков, на которых разворачивал строительство. И мэрия ему никаких разрешений не выдавала. И ещё много чего выяснилось. Альянова заключили под стражу…

Только дольщикам от этого не легче.

— Уже когда Альянова задержали, – рассказывает Евгения Шитогубова, – на меня выходил один из его сотрудников. Фирма вроде бы официально уже не существовала, а её работники суетились, стараясь как-нибудь уладить дела с потерпевшими. Мне, например, был предложен взамен утраченной квартиры земельный участок на Иссык-Куле. Зачем он мне нужен?! А кто-то, насколько я знаю, ухватился и за такой вариант. Всё-таки лучше, чем вообще ничего.

Основные клиенты строительной компании «Альянс Курулуш» (Альянов представлялся директором этой компании, хотя на самом деле отношения к ней не имел) – пенсионеры вроде Шитогубовой, молодые супружеские пары, люди, вернувшиеся с заработков, где откладывали каждую копейку, чтобы скопить на собственное жильё.

Одна из потерпевших вложила в долевое строительство больше миллиона сомов. Чтобы приобрести квартиру в столице, ей пришлось продать недвижимость в Оше.

— Стоимость квадратного метра квартиры в жилмассиве «Арча-Бешик» была 350 долларов, – рассказывает она. – Дешевле, чем у других застройщиков. Строительство сначала шло активно. Объект должны были сдать в августе 2018 года, но в мае строительство прекратили. Возмущённые люди написали заявление на генерального директора компании Максима Альянова. Его арестовали, а мы остались без жилья и без денег.

Другая женщина много лет жила и работала в России. С трудом скопила сумму, которой должно было хватить на скромную квартиру, – и все деньги вложила в стройку. Теперь снимает жильё вместе с ребёнком. И надежда когда-нибудь вернуть свои деньги тает с каждым днём.

«В Бишкеке есть строительная компания, во главе которой стоит гражданин Казахстана Альянов Максим Анатольевич, – написал в социальных сетях некий пользователь. – За квартиру я расплатился полностью, в настоящее время он не хочет возвращать мои деньги и не завершает дом. Как поступить в данном случае? Таких как я, которые столкнулись с этой строительной компанией, очень много…»

Этот интернет-пользователь, пенсионер, как оказалось, купил квартиру в том же почти достроенном доме на улице Осмонкула, что и Евгения Борисовна Шитогубова.

А здание это между тем тоже возведено без каких бы то ни было разрешительных документов и должно быть снесено. Так, по крайней мере, отвечали журналистам в прошлом году представители Гос-техинспекции.

Которые, кстати, тоже непонятно почему молчали, пока шло строительство, и спохватились лишь тогда, когда дом оказался практически готов к заселению жильцов.

Всё непросто

— Самая распространённая проблема, – говорит эксперт в области недвижимости Сергей Тихоненко, – задержка по срокам сдачи объекта на год и более. Нет денег – нет строи-тельных работ. Некоторые объекты стоят замороженными уже пять-десять лет, и просвета не видно. Дольщики ждут. А что им ещё остаётся?

Другая проблема – признание застройщика банкротом, распродажа активов на аукционе. Незадачливые покупатели получают в лучшем случае часть своих вложений. И никаких квартир.

А есть ещё много проблем и много вопросов, ответить на которые желательно каждому потенциальному дольщику. Не окажется ли застройщик мошенником? Будет ли дом, например, подключён к коммуникациям? У нас ведь последнее время как бывает: на окраине города некто покупает земельный участок, предназначенный для индивидуального строительства. И возводит там дом – вроде и небольшой, в три-четыре этажа, с одним подъездом. Продаёт в нём квартиры… Но готовы ли местные коммуникации к тому, что на не предназначенном для этого месте будут проживать десятки семей?

В общем, если решили вбухать деньги в незавершённое строительство, самое главное – не торопитесь. И обращайте внимание не на красивые картинки с изображением ваших будущих апартаментов, а совсем на другое…

Обманутые дольщики, связавшиеся со строительной компанией Альянова, теперь бороздят просторы Интернета в поисках информации о других известных в Кыргызстане за-стройщиках. И ждут, какой приговор суд вынесет Максиму Альянову.

Ольга НОВГОРОДЦЕВА.

Максим Альянов.