Я очень люблю собак. У меня была собака породы доберман, ее звали Лаки. Она была очень умной. Если я приходила домой и не находила на месте свои тапочки, их могли носить мои дочери, то я сердито говорила: «Кто надел мои тапки?» Лаки тут же приносила их мне. Я выпускала ее гулять одну, она ходила в магазин за хлебом и молоком, выносила мусор. Кстати, должна отметить, что пакет с мусором она бросала только в ящик. Еще она могла улыбаться. На ее улыбку впервые обратила внимание моя знакомая Наталья. Многие жители нижнего микрорайона «Джал» знали Лаки и не боялись ее, она была очень дружелюбной. Потом ее не стало. Я и мои девочки тяжело переживали потерю. Для себя я решила, что больше никогда не заведу собаку.

Как-то раз на пробежке в парке, что расположен на пересечении улиц Ахунбаева и Советская, я залюбовалась чистокровным лабрадором. Мы разговорились и он мне рассказал одну историю.

Сабыр и его собака

Недалеко от центральной церкви в доме барачного типа в маленькой служебной комнате, принадлежавшей какому-то коммунальному хозяйству, жил дворник по имени Сабыр. В комнате стоял топчан, покрытый каким-то выцветшим покрывалом, столик с транзистором, стул и вешалка, на котором висел парадный костюм хозяина и старое, видавшее виды, пальто. С ним жила собака: обычная дворняжка, даже без клички, просто собака. По утрам, когда Сабыр выходил подметать улицу, он подзывал ее свистом. Она знала, куда он идет, поэтому, весело виляя хвостом, послушно следовала за ним. Сабыр был еще мужчиной крепким, но ленивым. Его вполне устраивали те деньги, которые он получал за свою работу, ничем больше заниматься не хотел. Почему Сабыр был одиноким, никто не знал. Жены у него не было, впрочем, как и родных. Потом ЖКХ закрыли, но на комнатку Сабыра никто не позарился. Так и жили в одной комнате хозяин и его собака. Поначалу он по привычке выходил на работу, но так как ему за это не платили, подметать улицу он перестал. Перебивался случайными заработками, опять же уборкой дворов и выносом мусора. Однажды он остановился отдохнуть у церкви, и кто-то дал ему милостыню. С тех пор он решил свою финансовую проблему. Ежедневно в числе немногочисленных нищих стариков он сидел на паперти вместе со своей собакой. На собаке был истертый ошейник, который Сабыр смастерил из старого ремешка, чтобы показать, что у собаки есть хозяин. Собака терпеливо сидела рядом с Сабыром, у передних ее ног лежала старая кепка (порой она даже держала ее в зубах), а прихожане охотно бросали в нее мелкие монеты. Так они вдвоем набирали подаяние, достаточное для их пропитания. Сабыр частенько покупал в ближайшем магазинчике дешевое вино. Дома он пил, наливал спиртное и собаке, а потом начинал рассказывать ей о своей неудавшейся «собачьей» жизни.

В одно ненастное утро, когда опадающая листва с деревьев уже покрывала землю, хозяин в обычное время не встал с постели. Она легла рядом и не отходила от него несколько дней. Потом пришли чужие люди, выгнали собаку на улицу и увезли куда-то хозяина. Собака несколько дней прождала хозяина у двери комнаты, но он так и не появился. Кепка валялась у двери. Потом появились новые жильцы. Они прогнали собаку, и она интуитивно поняла, что теперь хозяин никогда не вернется и ей самой придется заботиться о своем пропитании. Взяв кепку в зубы, она побежала на знакомое место.

Умное животное одиноко сидело на паперти, держа в зубах кепку. Нищие не прогоняли собаку и даже из своих сбережений подкидывали ей, да и сердобольные прихожане как и прежде бросали в кепку монетки. Потом собака бежала к комку, где ее хорошо знали. Хозяйка пересчитывала мелочь, бросала ей хлеб и прихваченные из дома объедки. Съев все, собака не уходила, а продолжала сидеть и поскуливать. Так продолжалось до тех пор, пока один из собутыльников хозяина не догадался налить собаке немного вина. Теперь и хозяйка комка, пересчитывая «заработок» собаки, наливала собаке спиртное. Так продолжалось несколько лет, потом собака пропала и больше никогда не появлялась на паперти церкви. Я никогда ничего подобного не слышал о собаке с человеческими привычками и умом, – заключил мой собеседник.

Памятники собакам

На мой взгляд, первый случай собачьей верности описал Гомер в своей «Одиссее», когда после возвращения Одиссея домой, единственный, кто узнал его, это старый пес Аргус.

Несколько лет назад в автомобильной катастрофе около Тольятти погибла семья – муж и жена. С ними находилась овчарка, которая чудом не пострадала. Тела увезли, а собака осталась на месте аварии. Восемь лет и в дождь и в снег она не отходила от венка цветов, которые лежали на обочине, и преданно ждала своих хозяев. Люди, знавшие об этой аварии, подкармливали ее и много раз пытались увезти с собой собаку, но она сбегала от новых хозяев и вновь прибегала на свой пост. Этот пес заслужил кличку Верный. После смерти Верного местный скульптор Олег Ключевой изваял бронзовый памятник собаке, который был установлен на гранитном постаменте с высеченными на нем словами: «Памятник преданности». Взгляд собаки неотрывно направлен на дорогу в ожидании тех единственных, кому он при жизни навсегда отдал свое сердце.

В Японии

В город Акита профессор университета Хидэсабуро Уэно ездил на работу на поезде и его провожал пес породы акита-ину по кличке Хатико. Ежедневно в три часа дня пес приходил к станции встречать своего хозяина. Но однажды профессор не вернулся, он умер на работе. Девять лет каждый день Хатико приходил к станции и ждал его. За год до смерти пса жители города Акита установили на станции небольшой бронзовый памятник верному псу Хатико.

В Шотландии

В Эдинбурге у входа на кладбище «Грейфраерс» установлен памятник псу Бобби породы скайтерьер, который 14 лет ходил на могилу своего хозяина-полицейского. Люди сначала прогоняли его, но потом поняли и даже надели на него специальный охранительный ошейник. После смерти собаки жители собрали деньги и заказали памятник верной собаке.

В Америке

На берегу Миссури установлен памятник овчарке Шепчу, которая в течение пяти лет ждала у реки своего хозяина, погибшего при крушении парома.

В Италии

В Борго-Сан-Лоренцо есть памятник собаке Фидо, которая 14 лет приходила на автобусную остановку встречать своего хозяина, погибшего при бомбежке.

Собаки на «Титанике»

На борту «Титаника» было примерно 14 собак. Во время эвакуации в шлюпки сажали пассажиров первого и второго класса, но даже им не позволили взять с собой домашних питомцев. В газетах писали о двух спасенных собаках – померанцевом шпице и пекинесе. Их хозяевам удалось незаметно пронести прмерно на шлюпку. Хозяйка померанца по кличке Леди пронесла ее под видом ребенка, завернутого в одеяло. Хозяйка пекинеса Сунь-ят-Сеанс села в шлюпку №3. Эта шлюпка была почти пустой, и никто не возражал против присутствия собаки.

Остальные хозяева разделили участь своих питомцев. Хозяйка самой крупной собаки, пятидесятилетняя Энн Ишем, отказалась спуститься в шлюпку, когда узнала, что не сможет взять с собой свою собаку.

Пассажиры судна «Бремен», подошедшего к месту крушения «Титаника» упоминали, что видели среди обломков тело женщины, обнимавшей за шею крупную собаку. Оба они были мертвы.

Собаки в мифах и религии

Собака самое древнее животное, прирученное и одомашненное человеком примерно 10-15 тысяч лет назад. Сегодня, несмотря на многообразие современных пород от огромных сенбернаров до крошечных чи-хуа-хуа, подавляющее большинство исследователей считают что собаки произошли от волков.

Следует отметить, что волк и собака отождествляются в народных сказаниях и мифах. Например, по преданию восточных славян, накануне Юрьева дня Святой Георгий или Георгий Победоносец собирает волков и ездит на них верхом.

Во многих легендах, сказках, мифах люди часто превращались в волков и наоборот. Например, в русской былине Богатырь Волх Всеславич умел превращаться в волка и преодолевать в одно мгновение громадные расстояния.

Все народы отводили собакам особую ритуальную роль. Убедившись в уникальной остроте их органов обоняния, люди предполагали, что собаки могут видеть призраков и предугадывать приближение смерти человека. Собака олицетворяла как положительные качества, такие как образ храброго воина, выносливость, верность, бдительность, искренность, самопожертвование, так и отрицательные цинизм и жестокость.

В Бельгии монахи монастыря святого Губерта до сих пор сохранили свое второе название «собака святого Губерта».

В символизме христианства собака означает верность, бдительность, хранитель стад.

В России, чтобы подчеркнуть свою преданность царю, опричники Ивана Грозного использовали голову собаки.

Греческие мифы повествуют о собаке Лайлапс, которую сотворил и оживил Гефест для Зевса, а тот превратил ее в созвездие Большого Пса. Существовал также миф о сторожевом псе Цербере, который охраняет вход в подземный мир Аида – царство мертвых.

В Древнем Египте бог Инбу (Анубис по-гречески), покровитель умерших, изображался в различных версиях с головой шакала или собаки, и с телом человека, считался судьей богов.

У ацтеков собака являла собой символ заходящего солнца и смерти – Ксолтль. Для замены человеческих жертвоприношений древние ацтеки использовали животных, в том числе и собак.

У древних майя собака, несущая факел, олицетворяла молнию.

В мифологических эпосах многих народов встречаются крылатые собаки, которые являются спутниками богов и божественных героев.

В эпосе «Манас» рожденный от птицы пес Кумайык становится верным спутником Манаса и Семетея.

В эпосе саяно-алтайских племен упоминается крылатая собака Хубай.

Образы крылатых собак встречаются и в армянской мифологии. Псы – аралезы зализывали раны воинов на поле битвы.

В Иране покровителем всходов является священный крылатый пес Сенмурв, сидящий на Древе Всех Семян. Однако исламская и иудейская вера считают собак нечистыми животными, и они допустимы только для охранной функции.

Для японцев собака – это защитник и сторож.

Для китайцев собака означает верность, неколебимую преданность. Она символизирует продолжение жизни в загробном мире. На надгробии одного из правителей династии Хань (221-206 гг. до н. э.) установлены скульптуры четырех собак. По китайскому календарю приход Года Собаки означает будущее процветание.

 

Нурия ШАГАПОВА.

Фото www.