Говорят, что мечтать не вредно. С этим никто и не спорит. Давняя мечта о трассе международного уровня – от столицы до районного центра – всё ещё живет и не угасает. Правда, многочисленным водителям, вынужденным нынче по всевозможным делам каждый день ездить по одной из главных автомобильных артерий страны, от хоть и светлой, но пока не очень близкой перспективы не легче. Сегодня они в пыли, по перекопанной то там, то сям дороге, не торопясь, (разгоняться здесь для машины вредно – растрясет на детали) преодолевают десятки километров.
Правда, есть небольшой участок, на котором будущая трасса почти просматривается, и там двигаться хорошо и удобно. Но от этого не легче. Окончание работ пока видится весьма туманно.
Начавшаяся два года назад реабилитация (как официально называется всё, что ныне там делается) этой магистрали должна была обнадежить и шоферскую братию, и пассажиров, что пройдёт не так много времени, и настанет у них замечательная жизнь – почти как у всех, кто путешествует на Иссык-Куль по отличной дороге, сооруженной в Боомском ущелье. Главное – надо чуть-чуть потерпеть. Не долго. Всего три года. Звучащие обещания, что в 2020-м работа будет завершена, после подписания Министерством транспорта и автомобильных дорог республики с китайской компанией Сhina Railway №5, обнадеживали.
Сколько уже прошло времени? Более двух лет? За это время мы в большей степени слышали стенания сельчан, что дорожники безжалостно вырубают деревья, которые они много лет растили. В некоторых местах только пни остались от лесозащитных полос, предохранявших поля от ветра и выдувания с них плодородного слоя. Но кто из авторов и реализаторов проекта на это обращает внимание – у них всё на уровне разделения мух и котлет – дороги отдельно, земледелие отдельно. В столице тоже реконструируют дороги и рубят деревья. И там тоже только отмахиваются от активистов, кидающихся на защиту зеленых насаждений. Расценивается это как хулиганство с последующей затем небольшой отсидкой за решеткой. В сельской местности до подобного не доходило, но дров нарубили там предостаточно.
Буквально на днях довелось проехать по этой дороге и нам. Обратили внимание, что дорожной техники вдоль трассы стоит предостаточно. Возможно, это и должно радовать, но активных движений мы не заметили. В некоторых местах встречались немногочисленные рабочие, занятые на устройстве инфраструктурных сооружений. В одних местах велось устройство мостов, в других укладывали бетонные кольца для пропуска воды под полотном дороги. Дело это, как нам неожиданно представилось, оказалось на уровне большой стратегической, а может быть, и государственной тайны. Стоило только навести объектив фотоаппарата на рабочих около такого водовода, как какой-то китайский начальник стал активно размахивать руками и что-то кричать. Ему на помощь пришел переводчик.
— Вы откуда и почему здесь фотографируете? – строго спросил толмач. Объяснили, что из газеты и делаем небольшой фоторепортаж о трудовых буднях строителей трассы. Наши слова тут же перевели на китайский. То ли иностранный прораб сказал о запрете фотосъемки, то ли сам переводчик это придумал, но нам предложили по-хорошему и добровольно удалить снимки.
— Если где-то эти фотографии появятся, мы на вас напишем заявление, – судя по суровому выражению лица, это должно было звучать как угроза.
— Где можно найти ваше руководство? – спросили мы в надежде, что начальство находится где-то рядом и с ним можно решить неожиданно возникшее непонимание. Всё-таки мы прекрасно знаем, что чем ниже уровень рабочего командира, тем более значимым ему хочется казаться.
— В Бишкеке.
— Адрес не подскажете?
— Мы адрес не знаем, – прозвучало в ответ, и тут же нам ещё раз напомнили о необходимости стереть сделанный кадр.
Наверное, и вправду мы столкнулись с чем-то секретным, если даже средний технический персонал не вправе разглашать место нахождения своих начальников. Откровенно говоря, мы в столице не особо стремились их найти. Понятно же, что после зимней спячки, когда все работы были приостановлены, тяжело сразу войти в активный трудовой ритм. Вот ближе к лету здесь всё как заработает, задвигается, запылит, расширится и заасфальтируется. Вот тогда мы поймём, что мечта о классной дороге к нам приближается.
Александр НИКСДОРФ.