В родном селе Кара-Ой Иссык-Кульской области Владимир Литвиненко уже дано слывет мастером на все руки. Жители окрестных сел приезжают к нему со своими проблемами: кому садовый инструмент наточить, кто-то просит отремонтировать сломанную мебель… У него, как у папы Карло, любое полено превращается в произведение искусства. Кроме всего прочего наш герой во всем курортном регионе единственный человек, занимающийся изготовлением лодок.
Как говорит сам мастер, в СССР их завозили в республику централизованно. В каждом пансионате были свои лодки и небольшие катера. После развала Союза все пришло в упадок. Предприимчивые дельцы пустили все алюминиевые плавсредства на металлолом, а деревянные лодки со временем пришли в негодность. Завозить этот крайне дефицитный товар из-за рубежа стало очень дорого, да и покупка не оправдывает себя. Владимир Михайлович в своей небольшой мастерской начал мастерить небольшие вёсельные лодки.
Процесс этот очень сложный: сначала надо склеить несколько слоев фанеры, затем сделать каркас. Потом будущую лодку собирают по чертежам. Работа очень трудоемкая, но творческая.
— Заняться изготовлением лодок меня надоумил сосед. Для этого дела нужны были средства на приобретение материала. Лишних денег у нас не было. Кое-что накопили на уголь, но их я истратил на приобретение материала. В Интернете вместе с будущим компаньоном нашли нужные чертежи. Правда, их пришлось немного доработать под наши природные условия. В нос и корму будущей лодки заложили по мешку пустых пластиковых бутылок. Теперь даже в шквалистый ветер лодка получила дополнительную устойчивость и не переворачивается при сильной волне. Весть о том, что строим лодки, облетела весь регион. Появились заинтересованные лица – рыбаки и владельцы частных пансионатов, – рассказывает наш собеседник.
Родился Владимир Михайлович во Фрунзе. После окончания школы работал на заводе модельщиком по дереву в литейном цеху. Именно там вчерашнему школьнику привили любовь к труду. Вскоре пришла повестка из военкомата, и 18-летний Володя попал в Москву в танковые войска. Служба в армии пролетела быстро и скоро встал вопрос: возвращаться домой или отправиться в поисках романтики в дальние края? Романтика победила и он отправился на Дальний Восток.
— Об этой странице моей жизни можно отдельную книгу написать, – усмехается В. Литвиненко. – Во Владивостоке устроился мотористом на рыболовецкий траулер. За два года морских скитаний романтики хватило не на одну жизнь. Во время путины приходилось работать по 24 часа в сутки. Люди от усталости валились с ног. Вечно промокшая соленой водой одежда стояла колом. С рук кожа слезала пластами, и многочисленные ссадины на них нарывали и воспалялись.
По словам нашего собеседника, точку на морской карьере поставил произошедший на судне несчастный случай.
— Мы ловили рыбу у берегов Сингапура. Путина уже подходила к завершению и экипаж трудился на пределе возможностей. В условиях постоянной усталости люди часто забывают о правилах технической безопасности. В результате несчастного случая у нас погиб матрос. Сорвавшийся от трала трос оторвал парню голову. Труп упал за борт и через несколько минут все близлежащее пространство кишило акулами. Они, словно свора собак, почувствовав запах крови, стали рвать человеческую плоть на куски. Мы стояли и смотрели на это ужасное зрелище и были не в силах этому бедолаге помочь. Вернувшись в порт приписки, я подал заявление об уходе. Получив расчет, уехал домой. Вернувшись во Фрунзе в пустую квартиру, стал думать, как жить дальше. Сразу после развала СССР работы в городе совсем не было. Надо было как-то выживать. С мамой решили продать квартиру и перебраться на Иссык-Куль. Первое время перебивался случайными заработками – брался за любую работу. Потом повезло – устроился в один из пансионатов плотником в столярный цех. Именно здесь познакомился с творческим человеком. Владимир Акимов, мастер от Бога, не только творил чудеса из дерева, но и рисовал картины, лепил скульптуры из глины. Именно он научил меня к любой работе подходить творчески и вкладывать в нее свою душу.
С теплотой вспоминает наш собеседник и свою первую работу по дереву. В горах он случайно наткнулся на огромную корягу. Едва взглянув на сухое дерево мастер понял, что из этого выйдет прекрасная деревянная скульптура.
— В кармане у меня был только небольшой перочинный нож. Сухостой я срезал почти три часа. Но все мои старания были ненапрасны. Больше недели мне потребовалась на изготовление задуманной композиции. Потом многие просили ее продать, – рассказывает Владимир.
Есть у мастера мечта – найти инвесторов на постройку плавучей пирамиды.
— Это шанс на спасение человечества, – продолжает Владимир Михайлович. – Свое детище я увидел во сне. Наверное, это видение мне было послано свыше. Во сне я оказался внутри огромной пирамиды. Я стал ее внимательно разглядывать. Она была разделена на отсеки. Я долго бродил по этим помещениям и запоминал все мельчайшие детали этого загадочного строения. Проснулся в холодном поту. Среди ночи взял листы ватмана и стал делать наброски своих странных видений. Под утро, закончив последний рисунок, сразу уснул. Было такое ощущение, что после всего произошедшего со мной кто-то в моей голове щелкнул выключателем. После этого я проспал почти сутки. Потом оказалось, что весь мой стол завален бумагами. Это были чертежи будущей пирамиды. Эскизов оказалось больше пятнадцати листов.
О своей пирамиде Владимир Михайлович может говорить часами. Вопрос, который я ему задал, напрашивался сам собой.
– Как односельчане относятся к Вашему проекту? Скорее всего, я не первый, кто интересуется этим.
Наш собеседник, нисколько не смутившись, практически сразу ответил.
— Честно признаюсь: у моего изобретения есть сторонники, но есть и противники. Одни говорят: «Молодец», другие крутят пальцем у виска. Могу сказать в отношении скептиков: взять, например, Константина Циолковского, который первым изобрел ракету. Почти все его современники считали ученого сумасшедшим. Но он все равно изобретал свои летальные аппараты. Значит, век плавучих пирамид в мире еще не наступил. Хотя в Интернете я читал информацию, что подобные проекты уже пытались запустить в США и Японии, – рассказал изобретатель.
Почти все, кто бывает дома в гостях у Владимира Литвиненко, обращают внимание на выполненную из стекла пирамиду.
– Это не просто макет, это почти готовое изделие в миниатюре. Даже можем провести ходовые испытания на Иссык-Куле. Несмотря на свой вес, мощная конструкция не утонет. В пирамиде предусмотрено всё. Вот, например, жилые отсеки, вот помещения жизнеобеспечения, – продолжает наш собеседник.
Понятно, что воплотить эту идею вряд ли удастся, но Владимир Михайлович надеется, что кто-нибудь его поддержит. Ведь надежда умирает последней.
Наш собеседник признался, что если изготовление лодок будет востребовано и поставлено на поток, то его старую и тесную мастерскую придется расширять. Необходимо будет докупать специальный дорогой инструмент. Но для этого необходимы капитальные вложения.
– Скорее всего, придется сносить расположенные во дворе хозпостройки и строить ангар, – делится своими мыслями наш собеседник. – Денег на развитие у государства мы не просим. Надеемся справиться своими силами.
Планы у мастера очень большие.
– Кроме лодок планируем изготавливать катера и яхты. Надеемся, что все у нас получится, и наши лодки будут рассекать иссык-кульские волны, – делится на прощание своими планами Владимир.
Юрий Кузьминых.