— Мирослав мырза, вчера были оправданы городским судом три депутата Жогорку Кенеша К.ТашиевС.ЖапаровТ.Мамытов, сидевшие в заключении по обвинению в попытке насильственного захвата власти…

— Это бессилие, продажность сегодняшней власти. Она же выпустила на свободу Батукаева, называемого вором в законе. Грубо выпирает наружу, что для его освобождения организовались и действовали сидящие во власти люди. Это было непростым делом. Тем самым власть ничего не выиграла, а напротив, проиграла. Сейчас у нее нет морального права держать в тюрьме не то что 3 депутатов, но и других людей. В течение 20 лет власть не считается с народом, делает что хочет, бесится, думает о собственных интересах и дошла до нынешнего уровня.

Я нисколько не удивлен освобождением депутатов. Потому что сегодняшняя власть едва сидит: «телега не сломайся, вол не сдохни». События в Джеты-Огузе, Джалал-Абаде, снятие начальника милиции в Нарыне, вопрос с границей в Баткене – все это возникает неспроста. На местах народ не верит власти, люди делают то, что сами знают. Ведь у власти нет авторитета, совести перед народом, она не стала силой, на которую должен опираться народ. Не ошибусь, сказав, что сейчас в государстве установилась анархия. Более того, могу сказать даже, охлократия.

Власть, должная исправить положение, сидит просительно. Хотела бы использовать силу, да силовые структуры перестали верить власти. Вот почему действует совместно с криминалом. Мы все видели это в событиях в Джеты-Огузе. Кыргызстан не сделал поворота в лучшую сторону. Наоборот, мы идем неправильной дорогой. Народ не сможет построить будущее с нынешней властью.

— Кроме трех депутатов, по этой же статье «Захват власти» в Джалал-Абаде задержали и снова отпустили Медера Усенова — устроили такую игру. Это истинное лицо сегодняшней власти?

— Да, показало истинное лицо этой власти. Тем самым они доказали, что не верят сами себе. Таким путем мы никогда не сможем основать и построить государство. Я изначально выступал против парламентаризма. Сейчас сидящие в парламенте партии поделили между собой страну. Таким путем государство не строится, а только снова разрушается. Главы временной (переходной) власти и Текебаев, написавший Конституцию, – теоретики. Люди без опыта выбрали нынешний путь. У каждой формы правления бывает свой путь и время. Нам для перехода к парламентаризму требовалось минимум 30-40 лет. А наши прочитали западные книжки, скопировали их и сказали: эта дорога хороша, и пошли по ней.

Авторы, написавшие Конституцию, сами не понимают, что такое парламентаризм. Если бы понимали, то не привели бы к такой дороге. У нас до сих пор люди, приходящие во главу власти, боятся ответственности. Можем назвать премьер-министра «жертвенным козленком». Президенты делают плохие дела, сваливают их на премьер-министра, освобождают с работы, а сами продолжают сидеть совершенно чистыми. И сегодня так происходит. Это надо прекратить. Есть ли в Кыргызстане «герой», способный выйти к народу и сказать: «За кыргызскую землю, государство я несу ответственность»? К сожалению, за 20 лет такой герой еще не вышел. Во главу государства не пришел болеющий за народ государственный деятель, умудренный человек. Приходят сырые политики.

— Было ли нарушение закона в действиях Ташиева, Жапарова, Мамытова?

— Были нарушения закона. Это видел весь народ. Но как их привлекут к наказанию? У власти, освободившей Батукаева, нет морального права не то что посадить, а даже задерживать. Если власть чистая, то и общество очищается.

— Акаев уезжал за границу, когда происходили такие события. Сейчас и Атамбаев как не причастный к этому делу человек находится в Турции. Правильно ли будет сказать, что повторяются прошлые политические ходы?

— Это политика страуса. Акаев видел совершаемые плохие дела, постоянно сбегал за границу, словно бы не зная, равнодушно. А на самом деле сбегал от страха. И Атамбаев сейчас поступает так же. Я много раз уже говорил: прекратите беспорядки, дайте власть Атамбаеву, пусть он возьмет лично на себя ответственность, пусть выступит перед депутатами: «Я ответственный». Но ведь у Атамбаева нет воли. Сейчас Кыргызстан нуждается в волевом, ответственном, ничего не боящемся, смотрящем прямо в лицо судьбы человеке. На сегодняшний день не нужны трусливые «крысы». Они разрушили государство.

— Вы отлично знаете силовую структуру. Сегодняшние открыли должность вице-премьер-министра по управлению (регулированию) силовыми структурами. Нужно ли было это?

— Во-первых, сегодняшние не смогут объединить силы с таким управлением, как сегодня. Во-вторых, силовые структуры никогда не защитят власть. Даже если дадут должность вице-премьера, вице-президента, но силовые структуры были сильно деморализованы. Потому что в событиях, происходивших до нынешнего времени, виновниками были они. Политики делают все дела, а вину сваливают на правоохранительные органы. За аксыйские события не ответил ни один политик. Хотя бы один представитель временной власти понес ответственность за столкновения на юге 2010 года? Никто не понес ответственности. А муки претерпел от них только простой народ. По апрельским событиям сделали виновниками «Альфу», спецназ и судят их. Работающие в правоохранительных органах не роботы, а люди. Они наши же, свои дети, родственники, кыргызские граждане. Они тоже все знают. Почему они должны подставлять груди ради людей из власти? Теперь они никогда не подставят свои груди.

— В Баткене пограничный вопрос становится взрывоопасным. Есть ли возможность у властей урегулировать его?

— Нет. Не урегулируют пограничный вопрос. Какого результата достигла межправительственная комиссия? Не пришла к одному решению. И в дальнейшем не придет к серьезным решениям. Для вопроса границы нужна политическая воля. Президенты должны сами встать во главу и вмешаться напрямую. Дело в том, что эта локальная война может привести к масштабной войне государств. Это нам следует правильно понять. В Ферганской долине должны собраться президенты Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и провести переговоры. Потому что эта долина – детонатор, способный взорвать Среднюю Азию. Вода, земля, социальное положение являются тяжелым вопросом в данной долине.

— Вы говорите, должен вмешаться президент. Но если наш президент говорит: «Ты видишь положение нашей армии, видишь армию Узбекистана. Каримов умрет через 3-4 года, после этого решим этот вопрос», то на какие переговоры он пойдет?

— Падать еще до выстрела – не свойство мужчины. Узбеки, таджики тоже правильно понимают положение. Какая сложится ситуация, в соответствии с ней надо действовать. Ладно, президент Узбекистана выступает «против», однако и с таджиками проблема.  Почему бы с ними не уточнить границу? Не пытаться действовать, а лежать со словами: «У них сильная армия» — это недостойная вещь для кыргызского джигита.

— Для урегулирования пограничного вопроса пошел Токон Мамытов. Потом он был назначен полномочным представителем правительства в Иссык-Кульской области. А нынче он стал вице-премьером по управлению силовыми структурами. Достаточен ли опыт этого человека для решения таких проблем?

— Проводимое сегодня управление – это отсутствие ума кыргызских властей. В таких случаях приди Токон Мамытов или кто-то другой, он не сможет урегулировать проблему. Потому что страну к кризису привела Конституция. Кыргызы не изменятся от западной формы управления. Нас отличает от других своя особенность, духовные ценности, традиции. Поэтому нам было бы правильней подниматься не революционным, а идти эволюционным путем. Сейчас мы заняты только политическими процессами. Но мы же видим, что от этого результата не выходит. Нашим итоги не нужны. Мы сегодня 80% продукции ввозим в страну извне. У нас самих нет ничего. Экономика не поднялась. И сидят, схлестываясь друг с другом.

— Вы обвиняете, мол, это парламент. Но в реальности парламент работает, глядя на Атамбаева?

— В таком случае Атамбаев ведь должен сказать правду кыргызскому народу: «Власть в моих руках, я несу ответственность». Но и он убегает от ответственности. Скажи сам, есть ли сейчас в Кыргызстане человек, несущий ответственность за будущее Кыргызстана, его судьбу? Такого человека нет.

— Тогда, говоря: «Никого нет», мы не сможем никого обвинить в сегодняшнем хаосе? 

— А кого мы сможем обвинить?

— На ветвях власти сидят кадры атамбаевской СДПК?

— Есть 3 партии, вошедшие в коалицию. Они же поделили власть. При развале коалиции они между собой снова схватываются, толкают своих людей. Сейчас же не одна СДПК.

— Прекратится ли хаос, если распустить парламент?

— Хаос не прекратится. Человек, желающий прийти во власть, должен знать, какой дорогой, в каком направлении он выведет Кыргызстан из хаоса. Первое – необходимо дисциплинировать государственную службу. Во-вторых, надо укрепить продовольственную безопасность, чтобы кыргызский народ смог сам себя содержать. Можем ли мы сказать, что сегодня эта отрасль работает отлично? У нас нет ни одной отрасли, которой можно похвалиться. Если мировые цены повысятся из-за кризиса, то должны ли кыргызы упасть в обморок от голода? Я не понимаю, как, ничего не имея, мы бьем себя кулаком в грудь. А говорят, так словами достигают небес.

— В чем причина слабости президента, сидящего на вершине власти?

— В опыте. У него нет опыта. Потому что человек, собирающийся управлять народом, в первую очередь должен знать, как управлять собой. После этого будет четкий курс, путь. У сегодняшней власти нет взятого направления. Предположительно говорят что-то и все. У нашей страны годовой бюджет всего 2 млрд долларов. Парламент в 2012 году израсходовал 1 млрд сомов. Мы же должны создавать условия государственным служащим в соответствии и соразмерно бюджету. Сегодня бюджет сам по себе, политика идет сама по себе. Так не бывает. В официальном виде система управления начинается с бюджета. Непонятно, зачем содержат столько чиновников. Это ничего не принесет, кроме вреда. В то время, как государство разрушается, нелогично содержать столько  чиновников.

— Вы говорите об отсутствии направления и пути власти. Президент в поездке в Нарын сказал же: «До завершения своего срока я подниму экономику Кыргызстана. Укреплю государственность». Эти слова — тоже предположения?

— Это пустые слова. Таким словам не должны верить люди, у которых мозги в порядке. Каким путем он поднимет? Для этого же должна быть конкретная программа. Как он продвинет государство вперед с бюджетом как нынче? Если не может содержать государственных служащих, то как он улучшит сельское хозяйство, топливно-энергетическую отрасль, укрепит границу?

— Россия начала первые работы по строительству ГЭС на реке Нарын. Это станет для нее выигрышем в геополитическом отношении?

— Правильно, русские получили выигрыш в геополитическом отношении. Сейчас наши ГЭС вырабатывают в 2-3 раза больше электроэнергии, чем необходимо для внутренних потребностей. Ладно, построим ГЭС. Но как мы воспользуемся выработанной ими электроэнергией? До сегодняшнего дня у нас нет своего национального энергетического кольца. У всех  других государств они есть. Неправильно без решения этого вопроса просто строить ГЭС. Некогда я работал в Таджикистане и был инициатором совместной работы с таджиками, продажи (электроэнергии) в Афганистан, Пакистан, тогда наша экономика поднялась бы. Потому что там дефицит электроэнергии. Были такие возможности. Если это поддержит Россия, то в экономическом отношении будут созданы условия для влияния на Среднюю Азию.

У нас, в общем-то, сегодня нет особой потребности в больших ГЭС. Надо было доставить народу воду на местах для обработки земель. По усредненным расчетам, ежегодно с гор сходит вода объемом 47,5 млрд куб.м уходит вниз. А наши крестьяне крайне нуждаются в воде. Что это за политика? Пусть строятся ГЭС, я не против. Если они полноценно заработают, у нас появится возможность обеспечивать электроэнергией 30 государств. У нас хватит сил обеспечивать водой 40 стран, как Израиль. Живем поверху такого богатства, а руководители власти говорят некие заоблачные слова, не делают элементарной работы и ходят, выпрашивая деньги у всех.

— Вы отлично знаете политику КГБ. На каком уровне сейчас положение нашего Комитета безопасности?

— Сейчас не один только КГБ, но ни одна государственная структура не может толково работать. Для работы КГБ нужна особая политика, также сильное финансирование. Мы не должны забывать: помимо людей, сейчас техника делает многие вещи. Является требованием времени приведение Пограничной службы, МВД, КГБ к техническому повороту. У нас чрезвычайно плохой технический потенциал.

— Наверняка оказывает свое влияние приход во главу Комитета безопасности людей, не понимающих отрасль?

— Так ведь политика стала такой. Президенты полагают: «КГБ – большая сила, пусть здесь работает мой человек» — и ставят своих близких людей. Им дела нет до судьбы КГБ. Это  особенная, нежная структура. Она крайне необходима государству. К сожалению, этого не понимают люди, сидящие на верхушке государства. Поэтому КГБ хромает.

 

Источник: газета «Жаны ордо» № 22 от 21.06.2013 / стр. 6 и 9