В преддверии 30-й годовщины вывода Советских войск из Афганистана сотрудники Оперативной пограничной группы ФСБ России в Киргизской Республике навестили ветеранов-пограничников, принимавших участие в боевых действиях на территории Демократической Республики Афганистан.

Одним из таких доблестных воинов афганской войны стал наш соотечественник Василий Иманкулович Имангазиев. Его жизнь и судьба очень интересны для нового поколения офицеров, поэтому подобные встречи помогают перенять профессиональный опыт и открыть новые страницы истории доблестной службы военных.

Василий Иманкулович родился в 1947 году в Иссык-Кульской области. Видимо, заслуги и доблесть его отца – участника Великой Отечественной войны, инвалида 1 группы, кавалера ордена Красной Звезды и орденов Великой Отечественной войны

I и II степеней Имангазы Иманкулова, повлияли на выбор профессии тогда еще юного Василия. Он грезил небом, засыпал и просыпался с одним единственным желанием – стать боевым летчиком. И мечтам нашего героя было суждено сбыться. Окончив школу, Василий Иманкулович поступает в Сызраньское высшее военное авиационное училище летчиков (г. Сызрань). Учеба была интересной, а главное – наш герой ещё раз убедился, что выбрал именно то дело, которое грело ему душу и сердце.

Свою офицерскую карьеру лейтенант В. Имангазиев начал с должности лётчика-штурмана вертолета Ми-4 Ленинского авиационного полка Краснознаменного Дальневосточного военного округа (г. Спасск-Дальний). Набравшись лётного опыта, в 1969 году он перевелся в Отдельную авиационную пограничную эскадрилью Краснознаменного Дальневосточного пограничного округа (г. Хабаровск) на должность командира вертолёта Ми-4, а вскоре стал командиром авиазвена.

В это время на острове Даманский происходит один из самых крупных вооружённых конфликтов в современной истории, связанный с боестолкновениями между СССР и КНР на пограничной реке Уссури в марте 1969 года. Наш герой также принял в нём непосредственное участие и, как говорится, все полученные знания смог применить на практике.

Но это было только началом славного боевого пути лётчика. Его служба всегда проходила по острию ножа, ведь за видимым спокойствием, царившим в то время в стране, стояла большая работа сотен тысяч таких как В. Имангазиев – отважных солдат и офицеров.

В 1981 году его, как опытного лётчика, переводят в отдельную авиационную эскадрилью Среднеазиатского Краснознаменного пограничного округа, базировавшуюся в г. Душанбе, для оказания интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан. Там штурману самолетов пришлось осваивать вертолеты Ми-8 и Ми-24, с чем он с успехом справился и девять лет подряд именно на них выполнял боевые задачи на территории Афганистана.

За это время шкатулка наград летчика пополнилась не одной медалью – за успешное выполнение боевой задачи по ликвидации бандформирования Василий Имангазиев был награждён орденом Красной Звезды, а затем за успешную спецоперацию в районе острова Даркат награждён орденом Боевого Красного Знамени.

В 1985 году Василий Имангазиев был переведен на должность командира авиазвена в отдельный авиаполк Краснознаменного Восточного пограничного округа. Здесь также отметили высокий профессионализм офицера: за успешное выполнение боевых задач на территории Афганистана он был награжден медалями «За отвагу» и «За отличие в охране Государственной границы СССР». После контузии Василий Иманкулович долго лечился и в 1993 году был назначен командиром отдельного авиазвена в Группу пограничных войск Российской Федерации в Кыргызской Республике. В 1997 году ему присвоена почетная среди военных лётчиков квалификация «лётчик-снайпер».

В 1999 году подполковник В. Имангазиев, имея общий налет более 12 тысяч часов и более 2 тысяч часов боевых вылетов, вышел на пенсию.

Сейчас военный китель офицера украшают четкие ряды медалей. Каждая из них – событие в его жизни, в большинстве своем связанное с риском. Но первая награда – самая памятная и волнительная. Наверное, поэтому всё, что с ней связано, помнится до малейших деталей.

Со слов В. Имангазиева, в 1970 году он, будучи командиром экипажа вертолёта МИ-4, выполнял плановый полёт к месту проведения погранпредставительской встречи для передачи китайской стороне задержанных за нарушение госграницы граждан Китая. На борту вертолёта кроме экипажа находились начальник пограничного отряда, офицер разведотдела и два нарушителя-китайца. На подлёте к месту слияния рек Уссури и Амур вышел из строя седьмой цилиндр двигателя. Борт-техник громко крикнул: «Горим!» Засмеявшись, ветеран заметил, что в тот момент не испугались только китайцы, потому что у них были завязаны глаза и они ничего не понимали по-русски. Срочно предстояло выбирать место для аварийной посадки. Простиравшаяся под ними лесная местность не позволяла выполнить маневр. Несмотря на военную закалку, в этот момент каждый из присутствующих на борту молился о помощи Всевышнему, ведь на земле остались те, кто их любил и ждал. Обстановка накалялась. Нужно было срочно принимать решение. И вдруг кто-то вспомнил, что недалеко от них – в районе горного хребта Хехцир, рядом с войсковым стрельбищем – была вертолётная площадка. Экипажу повезло: они смогли долететь туда и удачно приземлиться.

За сохранение авиатехники и спасение жизней военнослужащих Василий Иманкулович был награжден нагрудным знаком «Отличник погранвойск» II степени. Окончив рассказ, ветеран с гордостью показал еще одну награду, которая также дорога ему – это именной кинжал, который был ему вручён в 1998 году приказом директора ФПС России.

Василий Иманкулович отметил, что он часто вспоминает службу в Афганистане и своих коллег по «лётному цеху». Уже много лет ветеран проживает в Бишкеке и активно участвует в военно-патриотической работе под эгидой ветеранской организации Государственной пограничной службы Кыргызской Республики.

Подполковник В.И. Имангазиев напомнил российским офицерам, что быть пограничником – это большая ответственность перед страной, и попросил передать поздравления с праздником всем ветеранам-«афганцам».

Елена Владимирова.