Самым первым из диких животных человеком была приручена собака. С тех незапамятных времен эти четвероногие друзья верой и правдой служат человечеству – охраняют стада и жилища, помогают выслеживать добычу на охоте, приходят на выручку в минуты опасности. С развитием цивилизации человек вывел множество пород собак различного назначения, которые, кроме перечисленных функций, обезвреживают преступников, спасают людей при чрезвычайных ситуациях, ищут и находят различные наркотические и взрывчатые вещества. Есть бойцовые породы, собаки-поводыри и собаки-лекари, собаки-спасатели, не говоря уже о декоративных, комнатных собачках. Сегодня официально признаны около четырехсот пород собак. Точного числа пород нет, так как ежегодно появляются новые.
О собаках можно рассказывать бесконечно. Но сегодня речь пойдет о служебных собаках, которые служат в милиции. Многим, наверное, работа милицейских собак известна по старому советскому фильму «Ко мне, Мухтар!» с Юрием Никулиным в главной роли. И хотя с той поры прошло много лет и появилось много специальных технических средств, служебные собаки по-прежнему являются незаменимыми в работе по обнаружению оружия, взрывчатых веществ, наркотиков. Также они способствуют пресечению и раскрытию многих тяжких преступлений.
О работе кинологического центра МВД Кыргызстана мы попросили рассказать ее начальника – полковника милиции Сергея Брюзгина, который отдал этой службе более четверти века.
– Сергей Николаевич, для каких целей используются служебные собаки вашего центра?
– В нашем центре мы готовим и используем собак в четырех направлениях. Первое – это охрана общественной безопасности, патрулирование улиц, разгон массовых беспорядков, задержание вооруженных преступников. Второе – розыск преступников при следовой работе в составе оперативной группы. Третье – поиск наркотических средств, и четвертое – поиск взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов.
Наш центр является базой по подготовке служебных собак для органов милиции всей республики. Сейчас в центре находятся свыше шестидесяти собак разных пород.
– Какие породы собак используются для службы в милиции?
– Для охраны общественной безопасности используются среднеазиатские, немецкие и кавказские овчарки,
ротвейлеры. Для поиска взрывчатых веществ – немецкие овчарки,
лабрадоры, бельгийская овчарка малинуа. Для нахождения наркотических веществ – русский спаниель, лабрадор и немецкая овчарка.
В следовой работе используются только немецкие овчарки.
– Сергей Николаевич, как осуществляется уход за собаками? Есть ли ветеринарная служба? Чем кормите своих подопечных?
– Есть утвержденный рацион для служебных собак: им положено в сутки 400 граммов пшена, 300 граммов мяса, костная мука, овощи, фрукты, витаминные добавки. За состоянием здоровья собак следят ветеринары, которые делают все необходимые вакцинации, лечат от различных травм, полученных в ходе службы.
– Сколько времени надо, чтобы подготовить служебную собаку?
– На это уходит минимум год, чтобы собака слушалась проводника, выполняла все команды, не боялась выстрелов и взрывов. Во время подготовки собак учат преодолевать полосу препятствий, задерживать вооруженных преступников. Собак, предназначенных для обнаружения различных веществ, натаскивают в игровой форме и поощряют каким-нибудь лакомством или любимой игрушкой. При этом собаки, разыскивающие наркотики, должны обозначать нахождение царапанием, а собаки, ищущие оружие и взрывчатые вещества, должны сесть возле найденного предмета.
– А как обстоит дело с набором сотрудников? Наверное, не каждый может работать в такой специфической сфере?
– Да, в этом деле не каждый может работать. Нужны люди, умеющие обращаться с собаками, я бы сказал, любящие этих животных. При приеме новые сотрудники сначала проходят теоретическую подготовку, затем переходят к практическим занятиям. Также они должны сдать зачеты, и только потом они допускаются к службе. Я сам был призван в армию еще в советское время и служил в пограничных войсках, в которых собаки несут службу по охране границ, поэтому и пришел сюда. Когда принимаю новых сотрудников, провожу индивидуальную беседу, чтобы выяснить, смогут ли они работать с собаками.
– Сергей Николаевич, кинологические службы есть во всех областях страны?
– Кинологические центры есть в Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областях. Но, к моему великому сожалению, их нет в Нарынской, Иссык-Кульской и Таласской областях. Мы не раз обращались к руководству МВД, но из-за недостатка кадров вопрос, увы, не решается.
– А как премируются сотрудники и их питомцы при поимке преступника или обнаружении наркотиков?
– Обычно сотрудникам выдается денежная премия, а они сами на эти средства «премируют» своих четвероногих напарников – кто-то балует собаку мясом или колбасой, а кто-то покупает своему другу сладости. В общем, по своему усмотрению.
– Расскажите нашим читателям о наиболее удачных операциях с участием служебных собак.
– Старший лейтенант милиции Адилет Какенов со своей служебной собакой-спаниелем по кличке Дакота не раз участвовал в розыске наркотических веществ. Однажды он с собакой выехал согласно рапорту ГУБНОН в поселок Манас. В доме подозреваемого Дакота, как ее научили, обозначила царапанием пол в кухне. Там оказался погреб, в котором было обнаружено темно-серое вещество с запахом уксуса. Экспертиза показала, что это вещество – героин. Также Дакота в жилмассиве «Ала-Тоо» помогла обнаружить в одном из домов партию гашиша весом около трех килограммов, расфасованную в спичечные коробки. Эта партия наркотиков была спрятана под грудой кирпичей, но собака все-таки учуяла запах и обозначила место схрона. В прошлом году оперативники Сокулукского РОВД выехали в село Жаны-Жер, где у подозреваемого на подворье все та же Дакота обнаружила крупную партию марихуаны –
1 килограмм 300 граммов. И таких умных, верно служащих собак, у нас немало.
– Спасибо Вам за беседу. Желаем Вам, сотрудникам и их подопечным новых успехов в борьбе с преступностью.
Беседовал Эркин БАЙБОСУНОВ.
Фото автора.