Сегодня социальное неблагополучие в семьях кыргызстанцев становится нормой жизни. Вид просящих милостыню детей и опустившихся бездомных уже ни у кого не вызывает удивления.

Причин этому опасному явлению специалисты называют несколько. Об этой проблеме мы попросили рассказать президента общественного фонда «Институт детства» Айсадахан АЛИЕВУ.

— Давайте начнем с самого

начала.

— Наш фонд был создан в 2009 году с целью продвижения идей, опыта и знаний в сфере защиты прав и законных интересов детей в Кыргызской Республике. Миссия фонда – создание благоприятной среды, в которой дети могут расти и развиваться, при этом получая профессиональные услуги социальных работников и психологов.

В основном мы работаем с семьями и детьми, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях. Это работающие подростки и воспитанники детских интернатных учреждений. Для успешной реализации наших проектов мы тесно сотрудничаем с государственными структурами.

В рамках наших проектов мы предоставляем им социально-психологическую, правовую помощь, а также методическую помощь сотрудникам социальных служб и учреждений.

Был у нас проект при поддержке Международной организации труда по выявлению работающих детей, в котором участвовали два пилотных района – Ленинский и Свердловский в Бишкеке, так как именно там находятся самые крупные столичные торговые рынки. В этом проекте мы обучали социальных работников, инспекторов ИДН и учителей как проводить мониторинговые выезды, (представители фонда не любят слово «рейд») выявлять работающих детей, как с ними общаться и как работать в дальнейшем с семьей этого ребенка.

Порою поражала жестокость, с которой милиционеры обращались с детьми. Они зачастую в грубой форме заталкивали их в свой микроавтобус и везли в центр реабилитации. План по «отлову» детей был выполнен, и стражей порядка больше ничего не заботило. Но со временем удалось выправить и эту ситуацию.

 

— Когда появились первые

результаты?

— Конечно, не сразу. Мы находили работающих детей и на рынках, и на мусорных свалках, и в швейных цехах, и на автомойках. История жизни каждого ребенка настолько драматична, что о каждом из них можно написать отдельную книгу.

Вот история 12-летней девочки. Даже в самые холодные дни на рынке «Дордой» она ходила по торговым рядам и продавала чай, забросив школу, а летом работала на сборе клубники. Совсем еще ребенок, она была единственным кормильцем в семье. Сколько пришлось пережить этой маленькой девочке, ведь ее семья больше года была в рабстве в соседнем Казахстане? Оттуда им пришлось бежать домой через границу. Естественно, паспорт матери оказался у работодателя, без которого она не могла оформить свидетельства о рождении своих детей, устроиться на работу, отдать детей в школу и садик. С помощью социальных работников женщине удалось получить документы. И, казалось бы, безнадежная ситуация сдвинулась с мертвой точки.

 

— Как удалось помочь этому

ребенку?

— В Свердловском районе были открыты вечерние классы для таких детей. Их было два. В одном обучались подростки, которые не умели ни читать, ни писать. Во втором – те, кто когда-то посещал школу, но имел очень много пропусков. Алия (имя изменено. – Авт.) уже окончила 9-й класс и поступила в лицей. В ее жизни все хорошо. Она мечтает поступить в институт, выйти замуж и подарить мужу много любящих детей, которые будут жить в заботе и достатке.

 

— И много таких семей, попавших

в трудную жизненную ситуацию?

— К сожалению, в силу различных причин таких ячеек общества с каждым годом становится все больше. Иногда семейная пара, испытывающая трудности, не может самостоятельно найти адекватные пути выхода из них. Проблемы в семье не только в области социальной сферы, они больше в психологической. И надо в первую очередь кардинальным образом решать эту проблему.

Также важно отметить, что порой педагогическая несостоятельность родителей, их низкий образовательный уровень, деформированные ценностные ориентации, занятость родителей личными переживаниями и безответственное отношение к воспитанию детей толкают их в социальную яму и они становятся изгоями в обществе.  В результате люди  живут по инерции и все свои проблемы по воспитанию и содержанию своих детей перекладывают на государство.

В таких неблагополучных семьях необходимо раннее выявление семейного неблагополучия. Чем раньше начнется профилактика и будет оказана социальная поддержка конкретной семье, тем больше шансов у ребенка остаться с родителями и жить в семье.

 

— Как можно помочь таким детям?

— Эту проблему мы можем решить только сообща. Семья живет в обществе, среди нас. И о семейном неблагополучии могут знать родственники, педагоги, классные руководители и просто соседи. Часто на их глазах дети подвергаются насилию, а они вместо того чтобы бить во все колокола, проходят мимо этой проблемы. Надо просвещать родителей, консультировать, вести пропаганду семейных ценностей и ужесточить законы для родителей, не исполняющих родительские обязанности. Также необходима совместная и скоординированная работа органов социальной защиты, образования, здравоохранения, местных органов власти и других структур.

— Расскажите, пожалуйста,

о проекте «Хочу жить

в семье!».

— Проект «Хочу жить в семье!» был реализован при поддержке фонда «Сорос-Кыргызстан» с целью обеспечения прав ребенка на семейное окружение и информирования общества о данной проблеме.

По данным статистики, у нас почти девять тысяч детей являются социальными сиротами и воспитываются в различных детских интернатных учреждениях.

При этом средняя продолжительность пребывания детей там составляет 7-8 лет. Лишенные опыта семейного воспитания, они имеют большие психологические и социальные проблемы, испытывают большие трудности, оказавшись в социуме.

Нами были выбраны два пилотных учреждения Сокулукского района для оказания методической помощи социальным работникам района и сотрудникам учреждений по работе с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию, предоставления им качественных профессиональных услуг и психологической поддержки воспитанникам этих учреждений.

Вообще, оказание психологической помощи является очень актуальной и проблематичной. Ребенку или семье в кризисной ситуации необходима помощь в первую очередь психолога. Ведь, как мы уже говорили, многие проблемы семьи именно в психологическом плане.

 

— Где взять профессиональных

психологов?

— Вот в этом и весь вопрос. Сегодня многие вузы готовят таких специалистов, но, получив диплом, они не идут работать по своей специальности. Даже во многих столичных школах психологами работают учителя пения и биологии. Такое происходит в городе. А в глубинке этот вопрос стоит еще острее.

На днях мы провели студенческую конференцию в Кыргызском национальном университете с целью вовлечения студентов-психологов и социальных работников в волонтерскую деятельность. Также был поднят вопрос профориентированности в обучении, о нехватке литературы и методических пособий на кыргызском языке.

Хочется надеяться, что в ближайшее время эта проблема сдвинется с мертвой точки. Но, к сожалению, время работает против нас.