Бывший сотрудник МВД, долгие годы прослуживший в правоохранительной системе сначала опером, а потом участковым инспектором, в предоставленном ему последнем слове просил суд проявить снисхождение и назначить минимальное наказание. Но кому, как ни милиционеру в отставке должно быть известно, что о снисхождении не может быть и речи, ведь дело об убийстве.

Своей низкой просьбой милицейский пенсионер, частично признавший вину в убийстве своей давней знакомой, еще раз окунул погоны, которые некогда носил, в липкую грязь. Хотя после жестокого убийства 60-летней женщины на глазах у маленького внука марать их, казалось бы, уже дальше просто некуда…

Кто убил пенсионерку?

Бурмаш Акматова была благополучной женщиной во всех смыслах этого слова: хорошие дети, ставшие опорой и гарантом безбедной старости, любящие внуки, которым бабушка уделяла много внимания и любви. Работать не было необходимости, поэтому она занималась воспитанием внуков, предоставив возможность взрослым детям развивать бизнес.

22 февраля прошлого года Бурмаш находилась дома с двумя младшими внуками. Старший утром ушел в школу, а когда вернулся, то ждал его не горячий обед, как обычно, а кошмар, который запомнится на всю жизнь. Даже спустя почти полтора года дети находятся в стрессовом состоянии, несмотря на усилия психологов и родителей.

Как рассказал зять погибшей, когда после школы он забрал детей и подъехал к дому, ворота, как ни странно, были распахнуты настежь. Дети по привычке первыми побежали в дом. Не успел он закрыть машину, как дети с криками выбежали на улицу.

— Бабушка умерла, – всхлипывая, сообщили малыши. Зять решил, что у тещи случился сердечный приступ и поспешил в дом, чтобы, если еще не поздно, оказать помощь. Но когда вошел в комнату, он увидел, что все залито кровью: женщина лежала на полу, а вокруг головы образовалась лужа крови. В доме был беспорядок.

Мужчина позвонил брату жены и сообщил о произошедшей трагедии…

Младшие внуки тоже были перепачканы кровью бабушки и тряслись то ли от холода, то ли от пережитого ужаса. Сначала родственники даже не поняли, что женщина убита. Они вызвали скорую помощь и до ее приезда принялись оказывать посильную медицинскую помощь. Скорее всего, они находились в шоковом состоянии, когда делали массаж сердца, пытаясь реанимировать маму.

Медики констатировали смерть, и к работе приступила оперативно-следственная группа.

Выводы судебных медиков были однозначны: смерть насильственная, наступившая в результате огнестрельного ранения. В левой части головы – в теменно-височной области – имелась рана треугольной формы с рваными краями, а на коже – остатки пороха. Установить по горячим следам убийцу не представлялось возможным. На месте преступления были обнаружены 26 отпечатков пальцев, подлежащих изучению криминалистами-дактилоскопистами.

По факту убийства было возбуждено уголовное дело по статье 97 УК КР. Следствию предстояла кропотливая работа по отработке всех подозреваемых лиц.

После просмотра записей с камер видеонаблюдения круг подозреваемых существенно сузился. В зону видеокамер, изъятых у владельцев близлежащих домов и магазинов, попала автомашина марки «Мицубиси Дион», которая находилась прямо возле ворот дома убитой женщины примерно 5 минут. По заключению экспертов, время совпадало с моментом убийства. Судя по видеоряду, из подозрительной машины со стороны пассажирского кресла вышел мужчина и направился к дому. После чего иномарка проехала дальше и остановилась возле дома №28 по улице Элебесова рядом с магазином «Ткани». Камера наружного наблюдения зафиксировала, как из иномарки вышла прихрамывающая на левую ногу женщина и зашла в магазин, где пробыла около четырех с половиной минут, после чего вернулась в машину. Далее из дома погибшей вышел пассажир, приехавший на иномарке «Мицубиси Дион», с портфелем в руках подошел к машине и сел на заднее сиденье. После этого машина удалилась в южном направлении. Это была существенная зацепка для следствия, несмотря на то, что госномер иномарки не попал ни в один кадр. Оперативники отработали всех владельцев светлых иномарок марки «Мицубиси Дион» и вышли на след подозреваемых. Ими оказались бывшая супружеская пара – 61-летняя Майрамгуль Абдрасулова и 66-летний  Нарын Тукушев.

 

Убил случайно, деньги взял машинально

Задержали подозреваемых спустя несколько дней после убийства. А до этого Майрамгуль пришла на похороны Бурмаш: разделить, так сказать, горе и… мясо с поминок. Это ли не верх цинизма? И как кусок ей в горло полез? Видимо, благополучно, раз и с собой еще взяла. Наверное, для бывшего мужа, как-никак с его «легкой руки» поминальный провиант подоспел.

Родственники убитой Бурмаш, тогда еще не подозревая о причастности Майрамгуль к смерти матери, позвали ее на поминки как подругу. Когда-то Майрамгуль была однокурсницей Бурмаш и ее покойного супруга. Долгое время она считалась другом семьи, пока между женщинами не вышла какая-то размолвка, после которой они перестали общаться. Причины конфликта родным погибшей так и остались неизвестными.

— 23 февраля Майрамгуль эже тоже была на похоронах и на поминках мамы. Сидела с каменным лицом. Когда разделали мясо, она взяла свой пакет и молча ушла, – сообщила сноха погибшей в ходе судебного процесса.

А тогда – в момент задержания – Майрамгуль все отрицала, пока не показали видеозаписи с камер. Пенсионер МВД оказался менее «крепким орешком»: как только при обыске в его доме оперативники обнаружили травматический пистолет марки «Байкал», а также боевой пистолет системы Макарова, он дал признательные показания. Именно из этого пистолета и была убита Бурмаш Акматова выстрелом почти в упор.

— Нас с Бурмаш связывали многолетние и сложные отношения, – пояснил Нарын Тукушев. – Я не хотел ее убивать, все произошло случайно…

Наверное, случайно в тот день подсудимые встретились, случайно мужчина взял с собой пистолет, а затем случайно выстрелил и забрал крупную сумму денег из дома убитой.

Знал, что у семьи погибшей есть бизнес на рынке «Дордой», и дома хранятся сбережения, которые копились на строительство дома на уже купленном участке. Знал, иначе времени бы понадобилось намного больше, чем те роковые 5 минут.

Именно поэтому показания подсудимых были, мягко говоря, неправдоподобны: дескать, в тот день Майрамгуль просто подвезла бывшего супруга к дому Бурмаш, подозревая об их связи. Но, обиды, мол, отнюдь не держит, зная о похождениях экс-мужа. Говорит, Нарын тот еще ходок и, приехав к погибшей, она, мол, сразу поняла все по его взгляду.

А далее партитуру о ревности и состоянии аффекта продолжил бывший сотрудник МВД Нарын Тукушев.

— Бурмаш стала упрекать, что теперь все узнают о нашей связи, и когда мы зашли в дом, она бросила в меня порт-фель, целясь в голову.

Слабо верится, чтобы 60-летняя женщина стала устраивать сцену и швырять тяжелый предмет в «гостя».

Но, по словам пенсионера МВД, все именно так и происходило. Тяжелый портфель буквально летел в воздухе, и отбив его в очередной раз он машинально (заметьте) выхватил пистолет и выстрелил. Но попал в висок Бурмаш! Это ли не чудо небывалой меткости?

Затем, по его словам, он решил инсценировать ограбление. И все это за 5 минут! Камеры видеонаблюдения беспристрастны. Затем он якобы пришел на остановку – хотел уехать на маршрутке, как вдруг (опять же) заметил машину бывшей жены и сел к ней…

 

Обычные уловки подсудимых

не сработали

Больше года длилось судебное разбирательство. За это время обвиняемые прибегали к обычным уловкам, чтобы, если не избежать, то хотя бы смягчить степень и срок наказания.

Экс-милиционер заявлял, что якобы допрашивали его без адвоката, вынуждали дать признательные показания, обещая отпустить бывшую супругу… Затем судебные заседания пришлось переносить, так как Майрамгуль отказалась покидать стены СИЗО, ссылаясь на болезнь.

Но сколько бы ни оттягивали обвиняемые время, 26 октября в Свердловском районном суде Бишкека приговор все-таки был оглашен.

Председательствующий судья Доо-лотбек Турдукожоев признал вину Нарына Тукушева полностью доказанной и назначил наказание в виде 15 лет лишения свободы в колонии усиленного режима с конфискацией имущества. Майрамгуль Абдрасуловой суд, переквалифицировав статью с соучастия в убийстве на сокрытие особо тяжкого преступления, отмерил 6 лет лишения свободы в колонии для осужденных женщин.