Недвижимость, пожалуй, одна из самых ценных составляющих в списке наследуемого имущества. Желанные квадратные метры часто становятся причиной жестоких ссор между наследниками. Так происходит и в семье Мурзаевых. Квартиру и земельный участок Ырыскан и Токона Мурзаевых хочет отнять дочь Гульмира от первого брака Токона Мурзаева.

Ырыскан Бокошевна Мурзаева всю жизнь проработала преподавателем в училище №104 и получила квартиру в 1991 году, в которой сейчас проживает в селе Кара-Жыгач. Оттуда и ушла на пенсию. Земельный участок в селе Бек-Тоо Аламудунского района им выдали для строительства дома. Вся недвижимость была оформлена на мужа – Токона Мурзаева. И когда об этом узнала его дочь от первого брака Гульмира, она решила всё присвоить себе.

Как рассказала Ырыскан Бокошевна, с Токоном Мурзаевым они поженились в 1984 году. У него от первого брака есть сын и дочь. Совместных детей у них нет. Сама Ырыскан апа – инвалид по зрению: перенесла две операции, но зрение так и не вернулось.

— Первая жена посадила Токона за решетку на три года якобы за побои. Когда он вышел из тюрьмы, остался без работы. И тогда мой дядя привел его в село Кара-Жыгач и устроил по знакомству юристом в совхоз. Я тогда преподавала в училище №104. Там мы и познакомились. С ним мы прожили тридцать лет. Его сын часто к нам приходил. Ему Токон хорошо помогал: дарил всё, даже автомашины «Москвич-412» и «ГАЗ-53», которые нам были выданы в счет заработной платы. После развала Советского Союза муж остался без работы, начал выпивать. В 2008 году у него случился инсульт. С тех пор он лежал в постели. Я за ним ухаживала. Жили мы на пенсию. И вдруг объявилась его дочка Гульмира. В прошлом году 6 мая она забрала отца, украла документы на квартиру, на участок, свидетельство о браке, дипломы. Она хочет отнять у меня всё: мужа уже увезла, теперь квартиру и участок хочет на себя оформить, – рассказывает Ырыскан Бокошевна.

Когда Гульмира Мурзаева забрала отца, Ырыскан Бокошевна осталась одна. И только 16 мая прошлого года ухаживать за ней приехал из Джалал-Абада её младший брат Марат Сариев. Он сделал генеральную уборку в квартире, кое-что подремонтировал… И жили они спокойно до тех пор, пока не обнаружили пропажу всех документов, которые хранились дома в красной папке. Первым делом они позвонили Гульмире, потому что кроме неё никто не мог их взять. Когда её попросили вернуть домой Токона Мурзаева и документы, Гульмира отказалась, сказав, что не собирается возвращать ни документы, ни отца.

Ырыскан Бокошевна с братом не знали, как уговорить падчерицу вернуть хотя бы документы и были вынуждены обратиться в Аламудунский РОВД. Но следователь Айбек Сулайманкулов, приняв их заявление, никаких мер не принял. Тогда они обратились в Аламудунскую прокуратуру. Там, рассмотрев их заявление, отправили обратно к тому же следователю. Время шло, а правоохранительные органы всё бездействовали. Оставшись со своей бедой один на один, заявители позвонили в редакцию нашей газеты.

Прежде всего мы встретились со следователем Айбеком Сулайманкуловым, чтобы выяснить, почему никаких мер в отношении Гульмиры Мурзаевой не было принято.

— Ко мне обратился брат Ырыскан Бокошевны Марат Сариев. Просил принять меры в отношении падчерицы сестры Гульмиры Мурзаевой. Я принял его заявление и на следующий день пригласил Гульмиру Мурзаеву. Она мне показала все соответствующие документы, где было указано, что квартира и участок оформлены на её отца. Написала объяснительную, что вторая жена отца отказалась от него. Сейчас отец находится у неё. Она ухаживает за ним после инсульта. По ее словам, Токон Мурзаев (ее отец) добровольно написал доверенность на оформление завещания. В таких случаях мы не можем возбудить уголовное дело. Это гражданско-правовые споры. Заявители должны были забрать у нас все документы и обратиться в суд. Если выяснится, что падчерица уже оформила документы на свое имя, тогда мы можем возбудить уголовное дело, потому что без согласия законной жены Г. Мурзаева не имеет права оформлять наследство, – пояснил следователь.

Но на вопрос, почему он не объяснил это заявителям, следователь ответил: «Мы не будем каждому звонить и объяснять. Кому нужно, тот сам приходит».

Странная позиция. Ведь следователь, наверняка, в курсе, что Ырыскан Бокошевна – инвалид по зрению. Да и брат ее – далеко не молодой человек. Можно было просто по-человечески поступить – объяснить, подсказать… Для этого достаточно было поднять телефонную трубку и набрать номер бабушки если не по долгу службы, то хотя бы из уважения к пожилому человеку.

Не дождавшись ответа следователя, Ырыскан Мурзаева обратилась к уполномоченному представителю омбудсмена по Чуйской области Эльбире Бакировне Тенизбаевой в надежде хотя бы здесь найти справедливость.

Эльбира Бакировна, выслушав проблему бабушки, быстро среагировала и взяла это дело под личный контроль – попросила сотрудников Аламудунского районного управления по землеустройству и регистрации прав на недвижимое имущество поставить квартиру и земельный участок Ырыскан и Токона Мурзаевых под арест.

— Но арест на недвижимость ставится всего лишь на десять дней, и продлить его невозможно. Я позвонила в Аламудунское районное управление по землеустройству и регистрации прав на недвижимое имущество и поставила их в известность. Гульмира Мурзаева, оказывается, уже приходила к ним и пыталась оформить наследство. Но пока не оформила. Если сейчас она снова попытается оформить документы на себя, то это будет уголовным делом. Тогда будем обращаться в правоохранительные органы, и они возбудят уголовное дело. Потому что у Токона и Ырыскан Мурзаевых есть свидетельство о браке. И бабушка, как законная жена, имеет свою долю в наследстве. Без её согласия наследство оформлять не будут. Если же все-таки Гульмира оформит наследство, то она, сотрудники нотариуса и Госрегистра, которые оформят сделку, будут привлечены к уголовной ответственности. Я думаю, она не пойдет на такой глупый шаг, потому что понимает, что это уголовное дело. Гульмира сейчас просто ждет, когда Ырыскан Мурзаевой не станет. Если это случится, лишь тогда она сможет оформить на себя и квартиру, и участок. А чтобы узнать местонахождение Токона Мурзаева, я предлагаю написать заявление в отдел уголовного розыска. Если он в течение трех лет не объявится, то Ырыскан Мурзаева имеет право полностью восстановить документы и оформить всё на себя, – сообщила Эльбира Бакировна.

Она посоветовала Марату Сариеву написать заявление на имя начальника Аламудунского районного управления по землеустройству и регистрации прав на недвижимое имущество, чтобы он это дело взял под личный контроль и не допустил попытки оформления документов на Гульмиру Мурзаеву.

Ырыскан Бокошевна беспокоится не только за свое имущество. Ее тревожит судьба больного мужа. Полгода назад, после многочисленных попыток, ей удалось поговорить с ним по телефону, и тогда Токон Мурзаев умолял жену забрать его домой. Сказал, что дочка его часто бьёт и сильно ругает.

Вот такая непростая ситуация сложилась в небольшой семье Мурзаевых. Брат Ырыскан Бокошевны собирается обратиться в уголовный розыск, чтобы выяснить судьбу своего зятя – мужа своей сестры.

Мы попытались связаться с Гульмирой Мурзаевой, но все ее телефоны отключены.

Ырыскан Бокошевна ее домашнего адреса не знает, так как Гульмира сменила прежнее место жительства.

Надеемся, что Гульмира Мурзаева прочитает эту статью и вспомнит народную мудрость,  что на чужом горе своё счастье не построишь.

Да и юридически у нее нет прав лишать Ырыскан Бокошевну ее законного имущества.

 

Гульзат Исмаилова

фото автора