Башня Буранинского городища является одним из древнейших сооружений на территории

Средней Азии. Недавно я впервые побывала там. Мне казалось, что этот визит будет волшебным прикосновением к богатой истории Кыргызстана.

Но…

Постройка Бураны датируется X–XI веками. Первоначальная высота башни была не менее 40 метров, однако её верхняя часть была разрушена землетрясением. На сегодняшний день высота составляет 21,7 метра.

На фотографиях она всегда казалась мне выше. Но, увидев, что это не так, я не разочаровалась. Наоборот, она показалась мне еще красивее и величественнее.

Зайдя внутрь и увидев крутой и узкий подъем, я не испугалась, а наоборот – воодушевилась пройти путь до конца. И вот, наконец-то, я на самой вершине. С башни открывается волшебный вид, и я сотню раз пожалела о том, что заряда батарейки на моем фотоаппарате хватит всего на 5-6 кадров.

Но только я решила потратить эти кадры на открывшийся пейзаж, как мои планы внезапно изменились: я посмотрела вниз. Камни сказочной древней башни были безжалостно изуродованы надписями вандалов «Здесь был Коля», «8Б — красссавчики» и так далее… Многие надписи столь давние, что разобрать текст уже невозможно и остается только посочувствовать изрезанным камням, хотя они и не чувствуют боли. Шрамы старых надписей покрывают новые и глубокие свидетельства человеческого невежества. Все мое хорошее настроение как ветром сдуло.

Башня Бурана является частью археолого-архитектурного музея и охраняется государством как древний памятник культурного наследия эпохи караханидов. Вероятно Коля, ученики 8Б класса и другие действующие лица об этом не в курсе. Но даже не это самое страшное. Страшно то, что никто им об этом не сказал и не скажет, ведь на вершине охраняемого государством памятника нет никого, кто бы реально его охранял. Кто следил бы за тем, чтобы наиболее впечатлительные особы не свалились вниз, спускающиеся и поднимающиеся не встретились посередине узкой винтовой лестницы, где невозможно разойтись, чтобы никому в темном узком коридоре не стало плохо, а наиболее деятельные посетители не портили камни башни, от которой и так немного осталось.

Кстати, глубина надписей (около

2-3 миллиметров), сделанных явно подручными средствами, свидетельствует о долгом и упорном «труде», который достоин лучшего применения. Неужели не нашлось ни одного патриотично настроенного человека, способного заметить и остановить вандалов, пресечь издевательства над культурным наследием страны?

В общем, посетив башню Бурана, я пришла к неутешительному выводу: то, что каждый хочет оставить свой след в истории – факт. А вот как каждое поколение реализует это стремление – повод задуматься. Пока что прогрессивная молодежь просвещенного XXI века ощутимо проигрывает безымянным строителям из варварского Средневековья.

 

Юлия Хижнякова

фото автора