«Давнишняя народная мудрость гласит: если отец твой умер, моли Бога, чтобы долго жили люди, знавшие его. Сказано неслучайно. Сказано так потому, что память современников как бы продлевает срок жизни ушедшего от нас человека».
Чингиз Айтматов, классик мировой современной литературы.
С ним – Ишенбаем Абдуразаковичем Абдуразаковым – моя первая встреча, помню, состоялась в девяносто седьмом году прошлого столетия. Я сидел в корпункте газеты «Сельская жизнь», являясь ее собственным корреспондентом в Кыргызстане и соседней с нами республики. Раздался телефонный звонок. Я поднял трубку телефона и услышал слова, они отложились в моей памяти еще и потому, что я их записал в свой дневник.
— Не помешал Вам?… Я – Ишенбай Абдуразаков, госсекретарь Администрации Президента. У меня к Вам есть просьба… И если Вы найдете время, то заходите ко мне, буду рад познакомиться с Вами…
— Какая просьба?.. Если по моей работе, то зайду и непременно.
— Тогда, если удобно, то я предлагаю…
И он назвал время, устраивавшее меня.
Два часа пополудни я был в его кабинете. Обменявшись мнениями о текущих событиях, происходивших в стране, он совсем тихо сказал:
— У одной важной персоны приближается знаковый юбилей. И, если Вы согласитесь побеседовать с ней, задайте несколько, пусть даже непростых, как говорится, вопросов. Есть такая просьба: непременно покажите ей, прежде чем опубликовать в газете.
— И кто же эта персона?..
— Супруга нашего президента Аскара Акаева Майрам Дуйшеновна.
— Ах, вот как… Но… разве кроме меня в нашей стране, с ней – юбиляром – и поговорить некому?.. А, впрочем, я согласен.
Эта большая беседа была опубликована в праздничном ноябрьском номере газеты «Слово Кыргызстана».
Ведь имя Майрам в переводе с кыргызского языка, означает «праздник». И в числе первых, кто меня поблагодарил за искренний разговор с первой леди Кыргызстана, был и он – Ишенбай Абдуразакович.
А затем, через некоторое время, мне было предложено войти в попечительский совет Международного детского фонда «Мээрим». Я не отказался, потому что девизом его были простые, чуткие и ясные слова: «Чужих детей не бывает».
…В 1999 году Ишенбай Абдуразакович ушел с поста госсекретаря Администрации Президента, как говорится, на заслуженный отдых и по собственному желанию. Но его государственный ум и его величайший опыт дипломата международного ранга, незаурядные, поистине выдающиеся знания, которые он проявлял, имея более чем двадцатилетний стаж работы за границей и, в основном, в такой развитой стране как Япония, а также и в Минис-терстве иностранных дел СССР, заведуя отделом по Японии, звали не к покою персонального пенсионера, а к действию – к новому и не менее наиважнейшему делу. Он встал на стезю, очень необходимую для нашей страны, – воспитания и обучения идущего в жизнь поколения. И весь свой накопленный колоссально бесценный опыт отдавал студентам и молодым ученым – коллегам Бишкекского гуманитарного университета – как профессор и заведующий кафедрой международных отношений. Я нередко встречал его, идущего по улице тихой, усталой походкой на работу, а, вернее, – к продолжению отдачи другим – своим воспитанникам, тех, скажу так, великих, духовных гуманитарных знаний, не усвоив которые трудно быть Человеком – Созидателем. Ведь он сам был именно им – Созидателем! И ко мне порой приходила мысль: ну зачем ему в такие годы продолжать свое дело? Чего же ему не хватало? И наградами не обделен: орден «Данакер» нашей страны и самый высокий для иностранных граждан орден Японии – орден «Восходящего Солнца на Великой Ленте» вручен именно ему, единственному в Кыргызстане.
Может быть, и пора отойти от стези служения, отдавая все оставшиеся силы преподаванию. Или умерить тот огонь, который горел в его ярких беседах, язык не поворачивается сказать, лекциях. Сам я слушал его, слышал отзывы от его воспитанников. Так, может, хватит? Может пора отойти от этого изнуряющего силы служения? И отойти рывком, уйти в «страну уединения» и засесть за свои мемуары? Ведь он блестяще владел не только своими родными языками – кыргызским и русским, но знал и английский, и японский языки.
И однажды, когда мы сидели с ним в кафе, я ему все вышеизложенное взял и выложил. Ишенбай Абдуразакович, выслушав меня, ответил:
— Всё это, по-возможности, я и делаю.
И это было действительно так. Чистая правда!
…Когда меня пригласили на 70-летие Ишенбая Абдуразаковича, то, получив возможность поздравить юбиляра, я прочел эти стихи о нем:
Дорогой юбиляр Вы наш!
Ныне
Строки эти Вам должен
прочесть.
Жизнью всей Вы в себе –
Гражданине
Воплощаете Доблесть
и Честь.
И еще я сказать
Вам отважусь,
В буреломном времени
новом
Вы являете всем нам
отвагу
Справедливого Сердца
и Слова!
Жизни полной и шага
Вам стойкого,
Эти годы – еще не зима!
Я здоровья желаю
Вам столько,
Чтоб его Вам не занимать.
Чтоб наш сбор повторился
и в восемьдесят,
А затем – и в честь
Вашего века!
Эти годы – красивая осень,
Золотая пора Человека!
Занимаясь великой работой,
Той, что Вам лишь по силам
поднять.
Но ведь Вам-то сегодня
всего-то –
Лишь два раза по тридцать
пять!
Значит, время с Вами
опять!
Вы в стране Личность
видная, знаковая,
Всей судьбой к Отчизне
причастная!
Ишенбай наш
Абдуразакович,
Долгих лет Вам и мудрого Счастья!
* * *
…Пожелания, жаль,
не сбылись.
Но я знаю и верю в это:
Его жизни великая высь
Будет с нами!
И искрами света
Пусть нам светит
Его девиз:
Чтобы жить вровень
с нашим веком,
Надо быть во всем
Человеком!
…Когда я, как говорится, на одном дыхании прочел мудрую книгу «Неоконченный диалог», в которой блистательные дипломаты, достойнейшие сыны Кыргызстана Ишенбай Абдуразаков и Муратбек Иманалиев (книга вышла в свет после ухода из жизни Ишенбая Абдуразаковича), то в преди-словии, верном и точном, меня глубоко тронули слова: «Он очень любил Жизнь, и Жизнь любила его… Я не помню случая, чтобы он жаловался на кого-то или на что-то, ругал или обижался на кого-то; я не помню случая, чтобы он сказал, что ему плохо или грустно. Хотя в жизни всего хватало…»
О таких, как Ишенбай Абдуразакович, Конфуций сказал: «Простой человек измеряется от ног до головы, а совершенно мудрый – от головы до Неба!».
И давайте чутко прислушаемся к мудрым словам Ишенбая Абдуразакова, как бы заключающим «Неоконченный диалог», в них его и свет, и завет всем нам, кыргызстанцам.
«Скольбы бы нам не давали денег, сколько бы ни инвестировали в нашу страну, если мы не сможем творчески осваивать эти ресурсы, у нас ничего не получится. Я считаю, что у нас много условий, предпосылок, которые определяют успех.
Должны быть основы. Если обощенно сформулировать, то первое – это закон и уважение законов. Второй столп – это нравственные устои, мораль. Третье – это культ труда. Если нет культа труда, то ничего не получится. Я говорю не просто о труде. А о созидательном труде, творческом труде. Немцы и японцы – это народы, которые по другому относятся к труду, для них это культ. Они понимают, что труд должен опираться на научно-технические достижения. Отсюда у них есть такая задача – никогда не отставать по знаниям, по созданию научно-технических способов решения проблем. Именно поэтому они добиваются успехов».
…У великого русского поэта, мудрого и блистательного дипломата Федора Тютчева, есть такие прекрасные и верные строки:
Счастлив в наш век,
кому победа
Далась не кровью, а умом,
Счастлив, кто точку
Архимеда
Умел сыскать в себе
самом.
И строки эти о таких Личностях, каким был и останется в памяти наш незабвенный Ишенбай Абдуразакович Абдуразаков.
Леонид Калашников.
Фото из книги
Ишенбая Абдуразакова
«Неоконченный диалог».