Проживающий в Беларуси экс-президент Кыргызстана Курманбек Бакиев, отказывавшийся более двух лет общаться с прессой, в интервью агентству «Интерфакс-Запад» рассказал о своем видении сегодняшней ситуации в Кыргызстане, требованиях Бишкека об экстрадиции, возможности возвращения в политику и на родину.
— Я уже более трех лет нахожусь на территории Беларуси. В первые пять месяцев нахождения здесь я встречался с прессой. Тогда я оценивал то, что произошло в Кыргызстане, как незаконную смену власти неконституционным путем и заявлял, что не признаю новую власть. Кстати, на сегодня моя позиция не изменилась.
После этого вот уже два с половиной года я не даю никаких интервью. Мое молчание объясняется тем, что я ушел из политики окончательно и бесповоротно и возвращаться в нее не собираюсь. Сейчас я занимаюсь воспитанием детей, внуков, то есть теми делами, времени на которые раньше не хватало катастрофически. Но, естественно, мне не безразлично, что происходит в Кыргызстане. Потому, что это моя родина. Потому, что вся моя трудовая деятельность была направлена на благо моей страны. Ответить на ваши вопросы сегодня я решил потому, что за все эти 3 года ответственность за все то негативное, что происходило в Кыргызстане, валили на меня и моих близких. Я помню, что некоторые кыргызстанские политологи в своих комментариях говорили, что если кому-то на голову упадет кирпич, то скажут, что это сделал Бакиев. Должен же быть какой-то предел этим клеветническим нападкам!
— В чем причина того, что в «падении кирпичей на голову» обвиняют Бакиева?
— Только в том, что нынешняя власть не способна управлять страной. А именно Атамбаев (президент Алмазбек Атамбаев. — vb.kg) и вся его бригада… Я еще три года назад говорил, что это бригада не созидателей, а разрушителей. Эти люди не способны управлять страной, управлять экономикой, созидать что-либо. Они способны только разрушать. Я это говорил три года назад, и, к сожалению, это регулярно подтверждается, в том числе и сегодня. Поэтому, как говорится, не надо валить с больной головы на здоровую, а надо давать реальную оценку происходящим событиям.
Лично я оцениваю сегодняшнюю ситуацию в Кыргызстане как крайне негативную. Уровень коррупции неуклонно растет, безработица растет, экономика падает, внешний долг растет, люди живут все хуже и хуже, нищает народ, откровенно говоря. И все это проходит на фоне полного правового беспредела, который в свое время и привел их к власти. Люди ведь видят и говорят: ага, оказывается, можно свергнуть действующую власть вооруженным путем, не пожалев жизни нескольких десятков людей. Значит, и нам можно делать что хотим.
Поэтому, пока не будет закона и порядка в Кыргызстане, пока не будет уважения к закону и дисциплине, ситуация в стране будет развиваться, к сожалению, в негативную сторону.
— Как вы оцениваете события последних месяцев, связанные с участившимся требованием Бишкека о вашей экстрадиции?
— Относительно вопроса о моей экстрадиции руководство Республики Беларусь высказывалось вполне однозначно: господин Бакиев является гражданином Беларуси с 2010 года и, согласно законодательству, экстрадиции не подлежит. Тем более по выдуманным и политически мотивированным обвинениям. Поэтому говорить что-то еще считаю нецелесообразным.
Вместе с тем вопрос о моей экстрадиции периодически поднимается, чтобы отвлечь людей от реальных проблем. Команда, которая не может работать эффективно, она мечется то туда, то сюда. Чем заполнить политический вакуум? Как объяснить свое неумение руководить страной? Гораздо проще в очередной раз обвинить во всем Курманбека Бакиева, Максима Бакиева, потребовать их возвращения в республику.
Но самый лучший судья – это время. Время уже подтвердило, что ни я, ни мой сын, мы не являемся преступниками, как нас пытаются выставить сегодня нынешние руководители. Более того, пройдет время, и тем, кто сегодня у власти, придется отвечать и перед судом, и перед народом. Отвечать за то, что они сделали в 2010 году, и за то, до какой ситуации они довели сегодня Кыргызстан.
— Вы видите себя в политике, рассматриваете ли возможность возвращения в Кыргызстан?
— Я вам честно хочу сказать: после того кровавого свержения законной власти, которое устроили нынешние руководители страны, о моем возврате не может идти и речи. Я не собираюсь возвращаться во власть не только в Кыргызстане, но, вообще, в любую власть. Пора это уже понять. Я ушел из политики, ушел окончательно. Я это заявляю вам официально. Люди, которые пришли к власти при помощи внешних сил, как это случилось в 2010 году, им все время мерещатся какие-то силы, которые готовят переворот. И сегодня власть осуждает людей, которые выходят на улицы и привносят дестабилизирующий фактор в современную жизнь Кыргызстана. Но пусть они сами вспомнят, каким путем они пришли к власти в 2010-м.
— Находясь в Беларуси, вы чувствуете себя в безопасности? Недавно в СМИ появились рассуждения о том, что «проблема Бакиева» может быть решена через кровную месть.
— Что касается моей безопасности и возможной кровной мести, хочу сказать следующее. Кровь всех погибших в апреле 2010 года полностью лежит на тех, кто привел этих людей к Дому правительства, кто дал им в руки оружие. На совести нынешних руководителей: Атамбаева, Отунбаевой, Текебаева, Бекназарова и других…
Даже при всей ангажированности нынешней судебной системы и органов следствия сегодня в Кыргызстане мы видим, как на глазах разваливается дело по апрельским событиям 2010 года. Хотя в то же время я не вижу особого рвения власти по расследованию событий июня 2010-го, когда погибли несколько сот человек и тысячи пострадали, лишились крова. Если провести независимое объективное расследование всех этих событий, то это очень большой вопрос, кто окажется на скамье подсудимых.
Гаагский трибунал никто еще не отменял, и по таким делам нет срока давности. В независимом судебном расследовании и процессе я готов принять участие. Но боюсь, что тогда не поздоровится нынешним руководителям.
— Как вы оцениваете события вокруг месторождения Кумтор? Найдено ли, по вашему мнению, решение проблемы?
— Подписанное в 2003 году соглашение по разработке месторождения Кумтор было грабительским для Кыргызстана. Кстати, действующее на сегодня соглашение, подписанное в 2009-м, имеет свою интересную историю.
Этими вопросами занимались премьер-министры: Кулов, Исабеков и Атамбаев. Насколько мне не изменяет память, Атамбаев в 2007 году внес на ратификацию в парламент новый проект соглашения. Парламент данный вариант не ратифицировал, так как он был явно невыгоден Кыргызстану. При этом Отунбаева (экс-президент Роза Отунбаева. — vb.kg), которая тогда была членом парламента и руководила фракцией СДПК, всячески поддерживала этот вариант документа. То есть и Атамбаев, и Отунбаева, они поддерживали то соглашение, которое было невыгодно стране. Если кто-то считает, что я говорю неправду, пусть поднимут стенограмму заседаний парламента и убедятся, что я прав.
После того как Атамбаев ушел в отставку с должности премьера, правительство возглавил Чудинов, которым было внесено на утверждение новое соглашение по «Кумтору», которое было более выгодно стране с точки зрения налогов и доли Кыргызстана в компании. Когда данное соглашение было внесено на рассмотрение в парламент, Отунбаева была против. Тогда была разработана сравнительная таблица: с одной стороны, были отражены все ожидаемые показатели согласно варианту соглашения Атамбаева, с другой – ожидаемые показатели согласно варианту Чудинова. Когда все депутаты наглядно увидели, насколько вариант Чудинова более выгоден стране, они ратифицировали именно это соглашение.
Почему сегодня обострилась ситуация вокруг «Кумтора», я точно не знаю. Но я хочу сказать одно: таким путем, каким сегодня пытаются решить проблему «Кумтора», это в корне неправильно. Ни один инвестор не пойдет работать в Кыргызстан. Инвесторов нельзя отталкивать, с ними нужно работать на основе закона и стабильности.
Но у меня есть вопрос: соглашение 2009 года действует уже 4 года. Почему вопрос его пересмотра возник именно сегодня? Кому это выгодно? И почему надо было ждать 4 года, чтобы прозреть?
Мне кажется, что проблемы сегодня в Кыргызстане не в «Кумторе», а в той политике, которую проводит сегодняшняя власть. На мой взгляд, усилия нынешней власти надо направить не на похищение людей, не на поиск несуществующих «ведьм», а на реальные дела. Тогда и народ не будет выходить на улицы.