Всего несколько дней осталось до одного из самых долгожданных весенних праздников – 9 Мая. Но с каждым годом мы теряем героев, благодаря которым была завоевана эта победа и кто по окончании войны на своих хрупких плечах поддерживал и не давал умереть с голоду огромной стране. Неотвратимо уходят люди конца 20-х, 30-х

и начала 40-х годов – живые свидетели Великой Отечественной войны.

Они ждали от жизни счастья и радости, потому что были детьми.

Их детство опалила война, но они не пали духом и до сих пор

являются для нас примером во всем.

Алла Гавриловна Панькова из села Беловодское Московского района Чуйской области почти не помнит войну. Она родилась в 1939 году и была совсем малышкой. Но отголоски тех страшных лет до сих пор живут в ее мыслях благодаря рассказам ее мамы.

— Я сама не помню многих событий. Мы тогда жили на Кавказе, в шести километрах от города Георгиевск на станции Незлобная. Мы тогда жили при станции, папа работал на железной дороге. Там, где мы жили, теперь огромные кладбища – столько наших солдат там похоронено. Я там была.

Много разного было в те годы. Мама мне рассказывала, как я всех предупреждала о налетах. Еще никто не слышит, что летит немецкий самолет, а у меня зубы начинали стучать – от страха зуб на зуб не попадал. Мама тогда сразу соседкам кричала: «Девчата, бежим в окоп!». От станции окопы недалеко были. И сейчас, когда самолеты недалеко пролетают, а пролетают они часто, у меня начинается паника. А ведь малая была совсем, не понимала тогда, что к чему.

Мою маму чуть не убил фашист из-за гуся. Гусь сбежал с нашего двора и пошел по железнодорожным путям, а немец увидел и за гусем побежал. И мама моя это увидела. А время голодное было. И она начала ему кричать: «Дети голодные. Киндер. Киндер». Он развернулся и ударил ее рукояткой пистолета, да так, что она сознание потеряла. А когда очнулась, то гусь так и бежал по шпалам, а немца уже не было. Но эту историю она рассказывала как веселую. А были и по-настоящему жуткие, от которых кровь стыла в жилах, как представишь все эти ужасы.

Однажды мама решила пойти на базар, а чтобы было быстрее, сократила дорогу через поле. Идет, а земля под ногами колышется. Оказывается, ночью там поубивали то ли партизан, то ли арестованных. Мама рассказывала: «Я как прибежала, так была ни живая, ни мертвая от страха». Папа был составителем поездов, сам не воевал, но всегда помогал партизанам, подсказывал, когда и на какой поезд сесть. Мама говорила, что это еще страшнее, чем быть на войне. Папа уходил, а когда наступал вечер – он должен был вернуться, а его все не было. Маму всю трясло от страха постоянно.

До сих пор страшно все эти истории вспоминать. Пережили мы войну. На наше счастье немцы не очень долго у нас стояли.

После войны я училась в Караганде и работала в бригаде отделочников. Про нас даже писали в газетах, какая у нас хорошая бригада. Старались делать свою работу на совесть. Потом всю жизнь проработала в строи-тельстве здесь, в селе Беловодское. Пришла туда девчонкой, а ушла пенсионеркой. Свой дом я фактически строила сама – пригласила ребят из своего строительного отряда.

О детстве после войны Алла Гавриловна почти не говорит, и ее молчание красноречивее любых историй.  Она – пример всему молодому поколению. Образец того, как надо стойко переживать невзгоды и преодолевать трудности. Несмотря на нелегкое детство и ранний уход из жизни супруга, Алла Гавриловна не опустила рук, а нашла себе занятие по душе.

— Чтобы отвлекаться от невеселых мыслей и не болеть, надо чем-то заниматься. Для меня такой отдушиной стало рукоделие. До выхода на пенсию я не умела ни шить, ни вязать, ни вышивать. А когда попала в наш беловодский клуб «Иголочка», то там и научили меня всему.

Сначала все было непонятно, как иголку держать, как спицы, а потом дело пошло. Теперь весь мой дом полон красивых игрушек, подушечек, вышитых картин и прочих прекрасных вещиц.

Алла Гавриловна с гордостью показывает свои изделия. Все они достойны отдельной выставки. Даже не верится, что человек, не знавший, как держать иглу в руках, смог сотворить такие чудесные вещи. Глядя на них, нельзя не восхититься не только талантом мастерицы, но и присутствием духа и оптимизмом. Ведь немногие из нынешнего поколения могут этим похвастать, хоть и не довелось им пережить все ужасы военного и послевоенного времени.

 

 

Юлия Хижнякова