Одной из ужасных и актуальных проблем нынешней действительности в Кыргызстане становятся случаи сексуального насилия над детьми. Первые такие сообщения в СМИ шокировали общественность несколько лет назад. По статистике МВД, в 2012 году в стране было зарегистрировано 151 преступление сексуального характера в отношении несовершеннолетних, в 2013-м – 138, в 2014-м – 140, в 2015-м – 137.

К сожалению, данный вид преступления остается на одном уровне.

Что же такое педофилия? Если говорить по-научному, в психиатрии это есть сексуальное предпочтение детей (мальчиков или девочек, или и тех, и других). В самом широком смысле «педофилия» означает половое влечение к детям. Психиатры называют это психическим расстройством, которому подвержены около одного процента мужчин. Но и из этого процента не все совершают насилие под влиянием существующих в обществе моральных запретов. Лишь малая толика психопатов не может удержаться от соблазна и совершает преступления на этой почве.

Немалую работу, направленную на помощь жертвам насилия и профилактику подобных преступлений, проводят в республике неправительственные организации. И хотя некоторая часть общественности критикует их, называя иностранными агентами и грантоедами, нельзя отрицать того факта, что они приносят немало пользы в избранных ими направлениях деятельности.

Одной из таких организаций является общественный фонд «Лига защитников прав ребенка» во главе с Назгуль Турдубековой. В нашем с ней разговоре по этой проблеме она отметила, что чаще всего преступники-педофилы совершают свои злодеяния в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В этом состоянии они не контролируют свои действия, и уже имеющиеся отклонения психики выливаются в виде сексуального насилия. Их общественный фонд только за 2015-16 годы оказал правовую помощь 16-и несовершеннолетним жертвам сексуального насилия. Также она напомнила несколько случаев, произошедших за последние год-два, о которых общественность узнала из СМИ. Например, случай, произошедший два года назад в Бишкеке. Тогда в больницу попал двухлетний мальчик, которого избил и изнасиловал пьяный родственник, которому отец отдал сына на попечение после развода с женой. После избиения ребенок впал в кому. До этого в Таласе была изнасилована пятилетняя девочка, которую пришлось оперировать, чтобы спасти ей жизнь. В Нарынской области был задержан 55-летний молдо, который неоднократно насиловал свою племянницу – ученицу 5-го класса. У этого, так сказать, духовного лица, пятеро своих детей. А недавно произошел вообще вопиющий случай: в Иссык-Кульской области отец два года насиловал собственную дочь. Причем он запугивал ее убийством в случае, если она расскажет кому-нибудь о случившемся. Мать девочки узнала от врача, что у девочки повреждена девственная плева, и не побоялась обратиться в милицию. Насильник был приговорен к 20-и годам колонии усиленного режима, где ему, конечно, придется несладко, так как и преступный мир не очень жалует таких нелюдей. В мае 2015 года в милицию обратилась женщина с заявлением на своего сожителя. По ее словам, когда ее не было дома, он вывел шестилетнюю дочь на улицу, заставил выпить спиртное и изнасиловал ее. Другой педофил в одной из бишкекских новостроек изнасиловал совсем уж малютку – трехлетнюю девочку.

Назгуль Турдубекова часто общается с врачами детской больницы Бишкека и, по их словам, с каждым годом растет число детей, попадающих к ним после сексуального насилия с синдромом жестокого обращения. Конечно, врачи делают все, что в их силах, чтобы помочь жертвам насильников. Но в то же время медики отмечают, что государственные органы в лице социальных служб все еще недостаточно заботятся о своих маленьких гражданах. Назгуль Турдубекова по этому поводу сказала, что в Кыргызстане еще в 2014 году была принята программа ювенальной юстиции, по которой предусматривается по стране открыть 40 центров по защите детей от жестокого обращения. Пока что такие центры открыты только в трех областных центрах. Так что можно констатировать, что госпрограмма реализуется не полностью, то есть, не обеспечивается защита и не проводится профилактика преступлений против детей. Поэтому и не уменьшается число преступлений против несовершеннолетних.

К тому же росту числа случаев насилия против детей способствует и несовершенство законодательства. Ведь у нас стране нет угрозы сурового наказания для педофилов. Если после факта сексуального насилия ребенок остается жив, то максимум насильник получит 20 лет колонии. Пожизненное наказание предусмотрено только в случае смерти жертвы.

Так как же бороться с этим злом? Как напомнила Назгуль Турдубекова, некоторое время общественность обсуждала метод химической кастрации педофилов. Такая практика уже существует в некоторых странах Европы и Америки. Им принудительно вводят препараты-антиандрогены, которые снижают выработку мужских половых гормонов и подавляют либидо у насильников детей. Но, по мнению врачей, результаты такого наказания для педофилов неоднозначны. По их словам, научно-медицинские исследования показывают, что химическая кастрация неэффективна, так как является обратимой, временной и может легко и быстро быть нейтрализована. Можно сказать, что химическая кастрация не достигает изначальной цели исправления и не исключает дальнейшее насилие над детьми. Эффект от медикаментов не является необратимым, причем и стоят такие препараты очень дорого.

Сторонники радикальных мер в республике предлагают ввести смертную казнь для педофилов. Так, партия «Єнїгїї-Прогресс» даже разработала законопроект, который выносила на общественное обсуждение. Ей вторили и некоторые общественные организации, начавшие сбор подписей за введение такой меры наказания, проводили акции в центре столицы с плакатами и сбором подписей. Но, по Конституции, смертная казнь у нас отменена, к тому же Кыргызстан подписал Международный пакт о гражданских и политических правах. В случае введения таких мер страна может стать изгоем на международной арене.

Свою лепту в борьбу с насильниками детей внесло Главное управление по исполнению наказаний (ГСИН), которое разработало поправки в Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы. В них не допускаются условно-досрочное освобождение лиц, отбывающих наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений в отношении несовершеннолетних лиц, и их перевод в колонии-поселения.

Как говорит Назгуль Турдубекова, существует еще такая проблема, что дети боятся обращаться за помощью вследствие угроз со стороны насильников. Поэтому ОФ «Лига защитников прав ребенка» при поддержке ЮНИСЕФ, Министерства образования и науки, МВД, Минсоцзащиты и Минздрава внедрили в 38-и пилотных школах воспитательную программу «Школа без насилия». Этой программой были охвачены 40 тысяч учащихся, учителей и родителей, она помогла создать в этих школах систему внутренней и внешней защиты, давали знания по правовой защите детей от насилия и жестокого обращения. Результаты внедрения программы позволили снизить уровень насилия в этих школах на 50 процентов. Также при поддержке ЮНИСЕФ в городах Бишкек, Талас и Каракол были созданы три центра по оказанию помощи детям, пострадавшим от насилия, в которых за четыре года была оказана правовая и психологическая помощь 200 тысячам детей. А для случаев, когда несовершеннолетние боятся обращаться за помощью в милицию, сейчас в республике действует круглосуточный детский телефон доверия «111», позвонив по которому любой ребенок может получить советы, как ему поступить в случае насилия над ним.

В заключение разговора Назгуль Турдубекова отметила, что в Кыргызстане законодательство по защите прав ребенка достаточно хорошее, в том числе в отношении защиты от насилия. Есть ряд законов – это Кодекс о детях, закон о социально-правовой защите от насилия в семье, закон о защите прав свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного производства и ряд других законов. Но, как часто бывает у нас, механизмы реализации законов и координация государственных органов по защите прав детей пока еще отсутствуют.

Можно резюмировать, что ситуация в области защиты прав несовершеннолетних достаточно сложная, борьбу с насилием над детьми можно сравнить с наступлением на отдельных участках фронта. А вот развернутой борьбы пока создать не удается. И от результата этой борьбы во многом зависит судьба подрастающих поколений, а значит, и будущего страны.