Ранним утром 15 февраля на пульт милиции по линии «102» поступил тревожный вызов: взволнованный женский голос сообщил, что на Интернет-клуб, расположенный на территории Первомайского района, был совершен разбойный налет.
Трое в масках
Вечером 14 февраля в клубе, как говорится, яблоку было негде упасть – столичная молодежь с воодушевлением праздновала католический Валентинов день. По этому поводу организаторы устроили праздничную лотерею с призами и развлекательными конкурсами. Когда под утро за последним посетителем закрылась дверь, а кассир принялась пересчитывать выручку, неожиданно погас свет. Уже через несколько секунд женщину-кассира ослепил яркий свет фонаря, направленный прямо в лицо. Кроме бьющего в глаза луча света и руки в черной перчатке сотрудница клуба ничего не рассмотрела.
— Кто-то подошел ко мне сзади и приставил к шее холодное острие металла. Налетчик схватил за волосы и, больно дернув, наклонился и выдохнул в ухо: «Молчи и не дергайся – останешься жива!», – рассказала кассир оперативникам. По словам женщины, ее словно парализовало от страха, поэтому больше пояснений по делу дать не может. Назвать точную сумму похищенных денег кассир тоже не смогла. Не досчитала, говорит, но было больше 100 тысяч сомов.
Но, если женщину ночные налетчики только напугали, то охраннику клуба крепко досталось: дремавший на диване в углу служебного помещения сотрудник службы безопасности попытался дать отпор разбойникам. Но несколько ударов монтировкой по голове резко лишили его боеспособности и нейтрализовали на некоторое время. Налетчики сгребли со стола всю выручку и скрылись в неизвестном направлении. Внятно описать произошедшее и хоть какие-то приметы нападавших сотрудник охраны Улан И. не смог. Тогда сыщики это списали на временное расстройство памяти и перенесенный стресс, вызванные полученной черепно-мозговой травмой. Спустя несколько дней, не продвинувшись в расследовании, оперативники навестили Улана в больнице, надеясь, что парень пришел в себя и сможет вспомнить подробности случившего ночного налета. Парень, действительно придя в себя, вспомнил события той ночи. Вспомнил, что один из налетчиков был одет в форму, которую носят рабочие на стройке.
Так в деле появилась небольшая, но зацепка. Сотрудники уголовного розыска решили отработать ближайшие строительные объекты. Больше недели ушло на проверку этой версии. В районное управление Первомайского района было доставлено около сотни человек для беседы и установления местонахождения на момент налета. Первыми подозреваемыми были те, кто входил в так называемую группу риска, то есть ранее судимые и попадавшие в поле зрения правоохранительных органов. Но версия о том, что налет могли совершить рабочие со стройки, приехавшие на заработки в столицу, оказалась несостоятельной.
Следствие вновь оказалось в тупике. Пришлось искать новые версии.
Налетчик – кто-то из своих
Когда оперативники сделали запрос в «электросети» и выяснили, что в ночь разбойного нападения не было плановых отключений и повреждений линии электропередачи, то заподозрили сотрудников службы безопасности клуба. И в первую очередь – пострадавшего охранника. Налетчики хорошо ориентировались в помещении, кроме того, как выяснилось, рубильник расположен в служебном отсеке, недоступном для посторонних.
Сыщики осторожно побеседовали с врачами в больнице, где лежал Улан, чтобы выяснить, кто навещает парня. Оказалось, что за все время к нему, кроме следователя, никто не приходил. Парень приезжий: в столице ни друзей, ни родственников у него нет. Более того, предположение о том, что Улан мог инсценировать побои с целью отвести от себя подозрения, медики отмели сразу: слишком серьезная была травма головы, чтобы так рисковать жизнью даже ради денег. В ходе оперативного наблюдения за Уланом подозрительных контактов так и не было выявлено.
Тогда сыщики взяли в разработку двух его сменщиков – сотрудников част-ного охранного предприятия. Оперативники вызвали их для пояснений по делу, и один из них почти сразу же «поплыл». Сначала Акылбек запутался в показаниях о своем местонахождении во время налета, а затем, вдруг, когда сыщики спросили номер телефона его сотового, заявил, дескать, совсем не пользуется мобильным телефоном. Такое нелепое заявление усилило подозрения оперативников, и они связались с руководством клуба. Ответ администратора заведения был предсказуем и однозначен. По его словам, Акылбек, как и многие из нас, ни на минуту не выпускал мобильник из рук. За что, кстати, нередко получал замечания от руководства. Сообщил администратор и номер сотового телефона подозрительного охранника. Было принято решение о задержании Акылбека на 48 часов для выяснения обстоятельств дела. За это время по запросу оперативников сотовый оператор предоставил схемы передвижения абонента в ночь налета и распечатку звонков. Биллинг мобильной связи показал, что Акылбек находился в клубе во время происшествия вместе с двумя другими абонентами, с которыми неоднократно связывался как накануне, так и во время разбоя.
Когда Акылбек был уличен во лжи, ему уже ничего не оставалось, как признаться и сдать своих подельников.
— Полгода назад, приехав из села, устроился охранником в агентство безопасности, – рассказал обвиняемый в разбое. – Денег не хватало, платили мало. Как-то на пересмене разговорился с коллегой на тему денег. Оказалось, что у него такая же проблема.
Парням хотелось всего и сразу. Но, околачиваясь в клубе, не то чтобы больших, а даже достаточных средств заработать и в перспективе не было. Спустя пару недель, парни вернулись к разговору. Обидно было смотреть, как на их глазах «золотая молодежь» за вечер спускала суммы, равнозначные их месячным окладам. Тогда охранники решили ограбить своего работодателя, завладев выручкой за праздничный вечер. Тем более, что они были осведомлены о предстоящем мероприятии и знали, что ожидается большой приток гостей, соответственно – и денежных средств. Места в клубе были забронированы за месяц вперед. Владельцы клуба рассчитывали на большую выручку. Впрочем, охранники – тоже.
Чтобы исключить провал и не быть узнанными, они решили привлечь к делу односельчанина Акылбека, недавно приехавшего в столицу. За несколько дней до нападения троица тщательно спланировала свои действия, распределив роли и приобретя черные балаклавы (шапки с прорезями для глаз).
Налет, как и планировалось, занял несколько минут. Отключив свет, подельники вошли в кабинет кассира. Вставшего на пути к заветной добыче коллегу Акылбек без жалости вырубил ударом монтировки. Завладев деньгами, налетчики беспрепятственно вышли из клуба и, отъехав в безлюдное место, поделили добычу поровну.
На следующий день, чтобы не вызывать подозрений и «держать руку на пульсе», подельник Акылбека заступил на смену в клуб. До задержания оба соучастника продолжали работать охранниками в клубе. Третий подельник, сорвав куш, вернулся в село, посчитав дальнейшее пребывание в столице и поиски работы нецелесообразными. При обыске в жилье обвиняемых были найдены крупные суммы денег, монтировка и три черных маски. По признанию обвиняемых, они не исключали возможность серии разбойных налетов с целью легкого обогащения.
В данное время обвиняемые по статье 168 УК КР водворены в СИЗО №1 сроком на два месяца.