До сих пор в социальных сетях идут обсуждения по поводу безопасности летнего отдыха на Иссык-Куле. Минувший сезон, по мнению общественности, был провальным, поскольку на территории Иссык-Кульской области произошло несколько инцидентов, вызвавших  резонанс: местные жители туристов грабили, обворовывали, провоцировали на конфликты и драки, портили имущество и нервы. Большинство инцидентов получило широкую огласку. Но на днях стало известно еще об одном происшествии. К нам за помощью обратилась семья Сапожниковых.

Их история, точнее уголовное дело Артема Сапожникова, пожалуй, заслуживает отдельного внимания…

 

ДТП  с последствиями

8 июня минувшего года Артем Сапожников возвращался с отдыха на Иссык-Куле. В среду вечером трасса не была загружена, как в выходные дни. Молодой человек рассчитывал добраться до Бишкека пораньше, так как на следующий день надо было выходить на работу.

— Моя полоса была свободна, в то время как на встречной велись ремонтные работы и стояли предупредительные знаки. Скорость движения моей машины была соответственно ограничена (что, кстати, позже и подтвердила экспертиза). В районе села Сары-Ой, не уступив мне дорогу, как предписывают правила дорожного движения, пытаясь объехать перекрытый участок дороги из-за насыпи вылетел автомобиль марки «Шевроле-Камаро», а следом шедший за ним микроавтобус. Мне не удалось избежать столкновения, так как дорога довольно узкая, – рассказал Артем Сапожников. По словам участника ДТП, он выскочил из своего автомобиля и поинтересовался состоянием водителей и пассажиров двух других транспортных средств, на что услышал: «Да ты хоть понимаешь, сколько стоит эта машина?»

Судя по реакции водителей, состоянию их здоровья, тем более жизням ничего не угрожало. В то время как впоследствии оказалось, сам Сапожников подвергся серьезной опасности. Пока водитель дорогой иномарки тряс парня за грудки, к месту происшествия, как вспоминает Артем, подтянулись сельчане.

— Пока я пытался втолковать водителю, что, поскольку с его стороны была помеха, то он должен был пропустить меня и только потом продолжать движение, краем глаза заметил, что из моей автомашины неизвестные люди вытаскивают личные вещи, – рассказывает Сапожников. Парень заметался между вторым водителем и похитителями. Артем попытался остановить мародеров.

— Ты кто такой? Ты орус –  здесь чужак! Здесь свои законы, – пользуясь численным превосходством заявили ему незнакомцы. Кто-то из них для убедительности нанес парню несколько мощных ударов в лицо. Теряя сознание, Артем почувствовал, как кто-то выворачивает его карманы. Приезда милиции в тот вечер он так и не дождался…

 

Бетонный колодец

— Очнулся в кромешной темноте от холода. Сначала даже не понял, где нахожусь. Сильно болела голова и саднило лоб. Встал, пошел и наткнулся на холодную бетонную стену, в обратном направлении – тоже самое. Подумал, что нахожусь в каком-то здании без окон и дверей. Когда рассвело я разглядел, что нахожусь в бетонном колодце высотой около 4 метров, выбраться из которой самостоятельно было практически невозможно. Я стал кричать, звать на помощь. Через некоторое время на краю ямы появился парень азиатской национальности лет 20-23. Он спросил: «Тебя наказали?». Тогда я не придал значения его вопросу и попросил помочь выбраться. Он сказал, что у него, дескать, не хватит сил и обещал вернуться с веревкой. Не знаю, сколько я его ждал, но он так и не пришел. За это время я осмотрелся – в колодце было небольшое отверстие с трубами. Когда прополз через него, то оказался в точно таком же колодце. Но там была  железная арматура, до которой я смог дотянуться и выбраться наружу. Наверное второй раз проделать такие акробатические трюки мне бы уже не удалось, – заметил Артем Сапожников.

Оказавшись на открытой местности, парень направился в сторону села, видневшегося неподалеку. Постучался в первый на краю дом. Жители дали ему воды и вызвали милицию…

 

Суд разберется?

Сначала Артема Сапожникова привезли в ОВД Иссык-Кульского района, где он дал показания, и только после отпустили в больницу. К этому времени его родственники, обеспокоенные его исчезновением, выяснили его местонахождение и отвезли в столичную клинику, где его немедленно госпитализировали. Кроме очевидных травм, полученных во время стычки с местным населением в виде рваных ран на лице, у парня оказалась черепно-мозговая травма, по заключению медиков – от удара тупым твердым предметом.

Пока Артем находился в больнице, он из потерпевшего превратился в… обвиняемого в ДТП! Сначала парень наивно полагал, что следствие разберется и истина восторжествует, но когда следователь М. Алиев задержал его и на несколько суток закрыл в ИВС, родители были вынуждены  обратиться к адвокату.

— Налицо факт давления на Сапожникова. Даже если следователь, основываясь на своих личных убеждениях, считает его виновным в аварии, то предъявленные обвинения не предусматривают меру лишения свободы. Мало того, что сотрудники милиции не оказали Сапожникову медицинскую помощь, видя его состояние, они вынесли постановление о привлечении его к уголовной ответственности за то, что он, якобы, оставил других участников ДТП в опасном для жизни и здоровья состоянии. Хотя, по заключению судебно-медицинской экспертизы, никто из участников ДТП, кроме самого Сапожникова, не находился в беспомощном или бессознательном состоянии. Пострадала одна пассажирка автомашины и вред ее здоровью оценивается как менее тяжкий. Так же благодаря «усилиям» сотрудников Иссык-Кульского ОВД и заинтересованных лиц Артему Сапожникову было отказано в возбуждении уголовного дела по факту его похищения и избиения! – пояснила адвокат Олеся Леписова. После того как в прокуратуру Иссык-Кульского района поступило несколько жалоб, отказ в возбуждении уголовного дела и расследования  по факту похищения и избиения Артема Сапожникова был признан необоснованным!

По словам матери Артема, Евгении Сапожниковой, в ту ночь, когда они искали сына, не вернувшегося в назначенное время домой, его избили и бросили умирать в бетонный колодец.

— Однако искать похитителей милиция, судя по всему, не намерена. Трое суток мы были в неведении и даже не подозревали, что дело примет такой оборот. После выписки из больницы мы встретились с участниками ДТП, чтобы выяснить обстоятельства случившегося. Когда они увидели Артема, то в один голос заявили, что это не они нанесли ему увечья. Более того, они заявили, что после аварии на нем не было никаких повреждений, чем косвенно подтверждается факт нападения на сына неизвестными лицами. Возмутительно и то, что еще до результатов судебной автотехнической экспертизы владельцам «Шевроле Камаро» и микроавтобуса следователь Алиев разрешил забрать автомашины со штрафстоянки, проявив  предвзятость, – поделилась Евгения Владимировна, отметив, что все их доводы следствием игнорируются.

 

Закон един для всех?

Конечно, хочется верить, что суд разберется во всех перипетиях этого дела. Хотя по правилам дорожного движения виновником ДТП является водитель, выехавший на встречную полосу. Кстати, выезд на встречную полосу водителями автомашин «Шевроле-Камаро» и микроавтобуса подтверждает и судебно автотехническая экспертиза, уточняя, что выезд со встречного направления был осуществлен для объезда препятствия. Мне, как водителю со стажем, очевидно, что выехать на встречку в такой ситуации можно было, если бы она была свободна. Но! Далее эксперты делают довольно странные и неоднозначные  выводы. По их мнению, ситуация «зависела от предвидения  Артема Сапожникова»! Хотя, по показаниям владельца дорогой иномарки «Шевроле-Камаро», он заметил встречную машину еще на расстоянии 100 метров, якобы двигавшуюся на большой скорости. Так что же помешало водителю «Шевроле-Камаро», как и положено по правилам, пропустить встречную машину и только потом совершать объездной маневр? Отсутствие дара предвидения? А почему он должен быть в таком случае у 24-летнего Сапожникова, явно имеющего меньший стаж вождения?

Пожалуй, вопросов к органам  следствия и прокуратуры, а также к экспертам, больше, чем ответов…

 

Элина ФЕДЬКО.