Сегодня современная политика КНР проводится в соответствии со Стратегией «Большое освоение Запада», рассчитанной до 2050 года.
К настоящему моменту реализован первый этап (2001-2010 гг.), по итогам которого экономики западных провинций достигли первичного уровня индустриализации со среднегодовым ростом
ВВП до 10%. На втором этапе (до 2030 года) приоритет отдается модернизации промышленности.
Третий этап (до 2050 года) предусматривает создание производств с высоким содержанием новейших достижений науки и техники.

Но главное – это человеческий капитал, который активно переселяется из центральных районов Китая на запад страны. В результате этого за последние 15 лет население в этом регионе КНР увеличилось более чем в 20 раз и в настоящее время составляет порядка 25 миллионов человек.
В Западном Китае берут начало многочисленные трансграничные реки, большинство из которых затем текут в регион Центральной и Южной Азии. В их числе и река Черный Иртыш – основной «донор» реки Иртыш, которая в последние годы стала резко обезвоживаться. Главной причиной этой катастрофической ситуации является активное строительство китайской стороной большого количества новых водоотводов и дамб. Построена также крупнейшая в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) ГЭС «Цяобатэ», а до 2020-го года в этом районе Пекин планирует ввести в эксплуатацию еще несколько таких же мощных гидрообъектов.
Сегодня в Западном Китае вода в основном направляется на орошение активно осваиваемых целинных земель. Поэтому ускоренными темпами был построен водоемкий канал к городу Карамай, где будет добываться нефть. По оценке многих казахстанских и зарубежных экспертов, если КНР полностью осуществит свои водно-энергетические планы, то Бухтарминское и Шульбинское водохранилища в Казахстане практически останутся без воды, а озеро Зайсан может полностью исчезнуть.
По данным экспертов, современный дебет Черного Иртыша на китайской территории составляет 9 кубических километров (куб/км) воды в год. При этом КНР официально заявила о том, что будет ежегодно отбирать – 6 куб/км воды. Однако, судя по анализу проектных мощностей гидротехнических сооружений, которые уже построены в Карамайском уезде (или планируются к строительству) СУАР КНР, отбор воды может достичь порядка 8 куб/км. То есть фактически весь сток.
Вторая крупная трансграничная река Или также находится на грани исчезновения. Ее вода нужна Китаю для культивирования в СУАР хлопка и зерна. Кроме того, растущее население данного региона требует увеличения потребления питьевой воды и энергии. Для этого на притоках Иртыша и Или строятся новые водохранилища, плотины и ГЭС.
В Казахстане уже отмечается исчезновение пойменных лугов вдоль Иртыша, что крайне негативно отражается на сельскохозяйственной отрасли ряда областей страны.
Аналогичные проблемы уже появились ниже по течению рек на территории Российской Федерации (РФ). Так, строительство нового ирригационного канала «Хайлар-Далайнор», который дополнительно забирает из Иртыша не менее одного кубокилометра воды в год, привело к началу процессов опустынивания Омской области РФ. Там уже отмечают исчезновение некоторых видов флоры и фауны в заповедниках.
По сути проблема снижения уровня воды в трансграничных реках начала формироваться с начала 90-х годов. Казахстан предпринимает попытки урегулировать эту актуальную проблему с 1994 года. В 2001 году была создана казахстанско-китайская совместная комиссия по использованию и охране трансграничных рек. Однако положительного результата пока достигнуто не было. Комиссия обсуждает обмен данными по химическим показателям воды и опытом предупреждения стихийных бедствий во время паводков. Но тема справедливого водораздела между сторонами остается на повестке дня нерешенной.
Дело в том, что Пекин отказывается присоединиться к Хельсинкской конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и к Конвенции о праве несудоходных видов использования международных водотоков. Последний документ предусматривает коллективные переговоры всех заинтересованных государств, находящихся по стоку рек. Но КНР, затягивая ратификацию этой Конвенции, предпочитает вести диалог в отдельности с каждой из сторон – с Казахстаном, Россией и другими странами. При этом зачастую не уведомляет своих партнеров о строительстве новых гидроэнергетических объектов на трансграничных реках.
В этом актуальном вопросе есть еще один очень значимый нюанс: в ближайшей перспективе у Китая по водной проблеме может возникнуть напряженность с Индией. Причиной этому является то, что сегодня Пекин обдумывает проект по повороту рек с юга на север – переброски водных ресурсов Тибетского автономного района (ТАР) в Западный Китай. Учитывая, что ТАР – один из основных доноров крупнейших трансграничных рек региона Хуанхэ, Янцзы, Меконг, Салуин, Брахмапутра, Инд и Сатледж, не исключено, что и Индия может столкнуться с широкомасштабным дефицитом воды. В настоящее время Пекин уже реализует проекты по строительству двух гидросооружений: «Чжикун» на реке Лхаса (одной из рек, питающих Брахмапутру) и «Шицюаньхэ», расположенных в верхнем течении реки Инд.
В дополнение к этому в обозримой перспективе КНР планирует соорудить крупнейшую в мире плотину Great Bend на одном из пяти основных притоков Брахмапутры – реке Ярлунг-Цангпо. И также, как с Казахстаном и Россией Китай не обсуждает такие вопросы с другими сторонами, в том числе с Индией. Несмотря на все старания Дели по запуску переговорного процесса с Пекином по ТГР и созданию совместной комиссии, китайские власти под различными предлогами оттягивают рассмотрение этой инициативы.
Отказ Китая присоединиться к Хельсинкской конвенции и к Конвенции о праве несудоходных видов использования международных водотоков по сути является игнорированием международного законодательства, а используемый КНР формат решения проблем по вопросам регулирования трансграничных водотоков исключительно на двусторонней основе – действенным механизмом по затягиванию процессов переговоров до окончания фазы основного промышленного строительства на территории Поднебесной. То есть, вполне возможно, что и обе конвенции КНР ратифицирует этак к 2025-2030 годам. И тогда же согласится вести диалог со всеми заинтересованными в воде сторонами, включая Индию, Россию и Казахстан. В Пекине, видимо, прекрасно осознают, что к тому моменту делить уже будет просто нечего: оставшегося объема стока вряд ли хватит для обеспечения населения ниже по течению даже питьевой водой, не говоря уже о сельскохозяйственных и иных нуждах.
В связи с этим всем странам, реки которых берут начало в Китае (Индия, Казахстан, Россия, Пакистан, Бангладеш и Непал), сегодня необходимо активнее вовлекаться в переговорный процесс по согласованию «общего тона разговора» с КНР и совместно искать эффективные механизмы в решении этой проблемы. В противном случае не исключено, что подобные методы «дележки» в ближайшее время могут привести к тому, что водные ресурсы заинтересованные стороны начнут использовать в качестве инструмента давления и шантажа с непредсказуемыми последствиями.
Кубан ТААЛАЙБЕКОВ.