Планы, перспективы развития, начиная от районов и заканчивая государственными масштабами, были и наверняка будут всегда. Обычно пишутся они «большими столичными» умами, основываясь на сведениях
из регионов. Но вот насущные потребности жителей местных сообществ такие документы учитывают очень редко.

Поэтому обычные граждане не всегда ощущают эффект от работы госпрограмм, ведь любой человек склонен оценивать качество работы соразмерно личным потребностям или, проще говоря, тем, насколько ему стало легче или лучше жить.
Так как же сделать так, чтобы наши «высокие писари» все же понимали, что государство – это прежде всего люди, и именно благодаря действию различных программ, планов должен повышаться их жизненный уровень. Решение, как уверяют эксперты, есть, но и работу необходимо провести большую.
По заказу Министерства экономики и Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений республики при финансовой поддержке Германского общества по техническому сотрудничеству (GIZ) в период с марта по сентябрь нынешнего года был выполнен проект «Социально-экономическое развитие айылных аймаков на основе потребностей местного сообщества». Выполнялся он Институтом политики развития (ИПР) в консорциуме с Агентством инициатив развития и Институтом бюджетных решений (Россия).
В связи с этим в конце прошлой недели состоялся круглый стол, где были презентованы новые подходы к процессу планирования государственных и местных программ развития, новые принципы планирования и финансирования решения приоритетных проблем местных сообществ в государственной политике.
Как отмечают собравшиеся эксперты, в республике сложилась ситуация, при которой планирование разделено на два автономных цикла – государственный и муниципальный. Отсутствие связи между этими циклами, или системами планирования, порождает множество проблем. Но две главные проблемы имеют самое большое влияние на граждан. Во-первых, граждане, живущие в местных сообществах, не имеют возможности транслировать свои потребности государству, не видят отражения свои нужд в государственных программах. Во-вторых, государственные программы не имеют эффективных механизмов реализации на местах, на уровне местных сообществ, в соответствии с ожиданиями потребностей семьи и гражданина. В результате определенную беспомощность перед лицом необходимости решения вопросов государственного и местного значения чувствуют как государственные органы, так и органы местного самоуправления, а недоверие населения к способности власти обеспечить устойчивое развитие и достойные условия жизни растет.
— Например, на территории одного района есть определенное количество семей, которые живут в селеопасной зоне, и у МЧС в текущем году нет денег на их переселение, – рассказывает Надежда Добрецова, председатель правления ИПР. – Соответственно люди живут под угрозами риска. Но в то же время на территории этого же района другое ведомство строит себе новое административное здание, хотя старое здание вполне пригодно, чтобы этот госорган там побыл еще какое-то время. У людей возникает вопрос: почему государство так планирует свою работу? Получается, что на людей, чья жизнь, здоровье и имущество находятся под угрозой, у него денег нет, а на строительство административного здания деньги есть. Ответить на этот вопрос никто не может, а проблема лежит как раз в системе планирования, – поделилась Н. Добрецова.
В результате проделанной экспертами работы был дан ряд рекомендаций, которые могли бы в значительной степени изменить ситуацию. Среди них разработка форм запросов на выполнение государственных функций и предоставление государственных услуг от органов местного самоуправления к государственным органам. Среди законодательных изменений предлагается разработка и принятие комплексного закона о государственном стратегическом и региональном планировании, предусматривающего единые подходы, механизмы и принципы планирования социально-экономического развития секторов и территорий.
Практикой участия в процессе планирования по новой методологии, ее достижениями и проблемами поделился замглавы местной государственной администрации Джеты-Огузского района Мурат Раматов.
— Надо открыто сказать, что в существующей программе развития у нас были ошибки, дублировались программы социально-экономического развития (ПСЭР) айылных аймаков, не показана роль районных государственных органов и местной госадминистрации, не показано воздействие на качество жизни человека. Представленный проект ПСЭР позволяет детально взглянуть на многие вопросы, – отметил М. Раматов.
Также перед участниками мероприятия выступили российские эксперты: Александр Ковалевский, представивший методологию планирования развития айылного аймака, основанную на сочетании национальных приоритетов и потребностей местных сообществ, и Максим Семеняк, рассказавший об интегрировании потребностей местных сообществ в процессы планирования капитальных вложений, финансируемых из республиканского бюджета.

Елена ЖОЛОБОВА.