На фоне регулярных катаклизмов, происходящих в современной мировой экономике, абсолютное большинство государств вынуждены разрабатывать и реализовывать национальные антикризисные программы, цель которых не просто адекватное реагирование на кризис, а усиленная подготовка к будущему экономическому росту. При этом многие страны предусмотрительно стараются совместить своё развитие с международными интеграционными процессами.

 

К сожалению, страны Центральной Азии (ЦА) в этом направлении демонстрируют пока некоторую разобщенность, что не способствует продвижению региональных перспектив.

Первая четверть века, прошедшая со времени обретения независимости государствами постсоветского пространства, выдалась для стран ЦА (как и для всех республик бывшего СССР), крайне нелегкой. Парад суверенитетов сопровождался национализацией, а затем интернационализацией их хозяйственной жизни, выстраиванием собственных экономических политик, попыток занять достойное место в рейтинге развитых стран мира. В этот период все молодые государства Центральноазиатского региона (ЦАР) пытались научиться жить самостоятельно. Самим «рулить» своей политикой и экономикой. И первое, и второе оказалось делом сложным.

С первым разобрались быстро: все государства взяли путь на демократическое развитие, защиту прав человека, собственности и прочих атрибутов цивилизованного мира. Некоторые прошли процесс перестройки политических систем достаточно безболезненно, другие вынуждены были пережить несколько «цветных революций». Но общая канва обозначилась.

Со вторым оказалось сложнее. Несостоятельность собственных экономик и возникавшая с этим необходимость с нуля выстраивать хозяйственную деятельность, включая создание новых торговых связей с соседними республиками, двигалась с большим трудом. И привела, по сути, к разобщенности стран региона.

Каждое из государств, стремясь к защите своего суверенитета как политического, так и экономического, искало партнеров не в соседних государствах, а в дальнем зарубежье. Что в итоге привело к росту потребления объемов сырья из стран региона и усилило сырьевую направленность их экономик. При этом такая целенаправленная «самостоятельность» привела к созданию дублирующих и конкурирующих между собой производств, не использующих преимущества регионального разделения труда.

В настоящее время, когда период трансформации экономик уже практически завершен, необходимо делать практические шаги к выстраиванию взаимовыгодной региональной экономической интеграции.

Современная ситуация в мире такова, что государствам Центральной Азии нужно сотрудничать в двух областях, а именно: в области экономики и безопасности. Еще 10 лет назад тогдашний координатор фонда имени Фридриха Эберта по Центральной Азии и Кавказу Винфрид Шнайдер-Детерс отмечал, что странам ЦАР «нужно создать совместное экономическое пространство и совместное пространство безопасности. Пять центрально-азиатских стран – Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Турк-менистан – могут стать большой силой в мировой политике и экономике».

В части обеспечения безопасности региона сделано очень много. Успешно функционирует ОДКБ и ШОС, проводятся совместные антитеррористические и военные учения.

Однако ситуация в регионе сегодня такова, что необходимо углублять сотрудничество в данной сфере. Это особенно важно на фоне постоянно растущих угроз со стороны религиозного экстремизма и террористической организации ИГИЛ, чьи силы сконцентрированы у границ центральноазиатских стран – в Афганистане.

В настоящее время эксперты, в связи с осложнением военно-политической ситуации в южной части ЦАР, особенно в зоне афгано-туркменской границы, предлагают разработать концепцию по обеспечению региональной безопасности стран центральноазиатского региона. Она должна предусматривать формирование совместного миротворческого контингента под эгидой ООН, с наделением его мандатом Совета безопасности ООН и включением в систему резервных соглашений ООН.

Что касается экономической составляющей стран ЦАР, то пока она, в большей части, представлена на уровне двухстороннего сотрудничества. Подобная разрозненность приводит к отсутствию единой региональной позиции по самым ключевым вопросам, начиная от создания единого экономического пространства, до решения экологических проблем. Так, например, до сих пор государства региона не могут достичь консенсуса по вопросу сохранения Аральского моря. Это негативно отражается как на конкурентоспособности отдельных стран, так и региона в целом. И это притом, что объединившись «по интересам», государства ЦАР могут успешно выступать лоббистами общерегиональных интересов на мировой арене. Регион, занимая 9 место в мире по площади, является самым обеспеченным на земле энергоресурсами и мог бы занять лидирующие позиции в мире. Кроме того, Центральная Азия обладает значительными земельными ресурсами, находясь на 10-м месте по территории, что подтверждает ее сельскохозяйственный потенциал и объемы выпуска продукции. По производству овощей и бахчевых ей принадлежит 16-я позиция в мировой экономике, хлопка – 5-я, по численности крупного рогатого скота – 20-я. Очевидно, что, обладая подобными масштабами, ЦАР мог бы успешно выступать продовольственным хабом на мировом рынке.

Добавить к этому производственные мощности всех государств, то перспективы совместного функционирования при разумном делегировании ряда производственных функций могут быть весьма взаимовыгодными.

При формировании единой позиции, союз стран ЦАР может выступать и мощным игроком на мировой арене. Тем более, что сегодня регион находится на стыке геостратегических интересов ведущих политических сил – России, Китая, США, европейских и исламских стран.

Таким образом, актуальность развития интеграционных процессов в Центральной Азии и расширение сотрудничества стран региона на многосторонней основе, с выходом за рамки торгово-экономического взаимодействия понимают все. Однако, по нашему убеждению, при создании такого объединения центральноазиатских стран должны быть соблюдены три основных принципа: добровольность, прагматизм и общественная поддержка этих процессов. Только в этом случае интеграционные процессы будут иметь поступательное развитие.

 

Елена ВЛАДИМИРОВА.