«…Клянусь свято соблюдать Конституцию Кыргызской Республики и законы, в своей деятельности следовать принципам законности и справедливости, честно и добросовестно выполнять свои обязанности и служить народу Кыргызстана…»
Откуда эти строки, спросите вы? Кто берет на себя столь значимые обязательства. Президент, премьер? Оказывается, все намного проще, именно так выглядят строки из присяги, даваемой и подписываемой обычным государственным гражданским и муниципальным служащим.
Долгие годы система государственной и муниципальной служб работала, так сказать, каждая по своему закону, соответственно, «О государственной службе» и «О муниципальной службе».
И вот в начале июня нынешнего года эти два ранее параллельных течения слились в одно, а республика обзавелась новым законом «О государственной гражданской службе и муниципальной службе», который в буквальном смысле сломал существовавшую систему и заложил новые правила и подходы.
С его принятием утратили силу свыше 30 нормативно-правовых актов и не один десяток подзаконных актов, регламентирующих деятельность как государственных, так и муниципальных служащих. В связи с чем Государственная кадровая служба КР (ГКС) провела конференцию по обсуждению проектов нормативно-правовых актов по принятому закону.
В ее работе участвовали представители Аппарата правительства КР, Аппарата Жогорку Кенеша КР, статс-секретари госорганов, руководители аппаратов госорганов и главы местных органов самоуправления.
Мероприятие организовано при поддержке программы развития ООН в КР, управления Верховного комиссара по правам человека ООН в КР и Института политики развития (ИПР).
Как отметил в своем приветствии к участникам Нурханбек Момуналиев, директор Государственной кадровой службы, государственная гражданская служба и муниципальная служба занимают особое место в механизме государственного управления, являются ключевым стратегическим ресурсом для достижения целей государственной политики в обеспечении качественных государственных услуг.
— Основными функциями государственной кадровой службы является разработка и реализация государственной политики в сфере прохождения государственной службы и муниципальной службы, – отметил директор ГКС, – оказание практической и методической помощи государственным органам и органам местного самоуправления в решении кадровых вопросов и мониторинга соблюдения законодательства в данной сфере. За последние годы много сделано для выравнивания статуса муниципальной службы по отношению к госслужбе. Разработаны и утверждены новые реестры государственных и муниципальных должностей, в которых статус должностей государственной и муниципальной служб равнозначен не только по вертикали, но и по горизонтали. С 2013 года внедрена система повышения квалификации госслужащих и муниципальных служащих в рамках госзаказа на обучение, а также внедрена система компьютерного тестирования при поступлении на муниципальную службу. Разработана и утверждена постановлением правительства №383 «О мерах по совершенствованию оплаты труда государственных и муниципальных служащих КР на 2013 — 2020 годы» новая единообразная система оплаты труда государственных и муниципальных служащих, основанная на системе оценки деятельности служащих.
Самым главным документом нашей работы за последние 3-4 года стал недавно принятый закон КР «О государственной гражданской службе и муниципальной службе».
Его основными нововведениями являются совершенствование оценки деятельности служащих, основанное на конкретных результатах работы, и отмена аттестации. Теперь на основе оценки будут действовать другие механизмы прохождения службы, такие как установление следующего шага заработной платы, включение во внутренний резерв кадров, присвоение классного чина, возможность служебного продвижения без конкурсного отбора. Нормы закона позволяют проводить ротацию служащих как внутри госоргана и органа МСУ, так и между ними. Установлен единый подход при присвоении служащим классных чинов, определении стажа работы, введены этические нормы и антикоррупционные механизмы на государственной гражданской и муниципальной службе, и еще много другого, – рассказал Н. Момуналиев.
Заместитель регионального представителя Управления верховного комиссара ООН по правам человека Беа Ференци отметила, что основным партнером в рамках этого проекта является Аппарат президента.
— Наша работа здесь направлена на повышение представительства этнических меньшинств в гражданской государственной и муниципальной службах. В рамках сотрудничества мы оказывали поддержку при разработке 13 проектов нормативно-правовых актов путем предоставления трех экспертов в три рабочие группы, а также одного эксперта по правам человека. Вся работа была обращена на повышение статуса сотрудников государственной и муниципальной служб в соответствии с концепцией укрепления единства народа и межэтнических отношений, а также противодействия коррупции, – заключила Б. Ференци.
Надежда Добрецова, председатель правления Института политики развития, заметила, что долгое время муниципальные служащие были в дискриминированном положении по отношению к государственным служащим, и это оказывало существенное негативное воздействие как на потенциал органов местного самоуправления, так и на развитие регионов КР в целом. Благодаря новому закону эту проблему удастся решить, и в этом отношении новый закон является большим шагом на пути построения государства для людей.
— Теперь муниципальная служба органично встраивается в систему профессиональной службы через единые подходы к карьерному росту, единой оплате труда, возможностям ротации, включению в резервы кадров. При этом отсутствует какое-либо посягательство на функции и полномочия органов МСУ.
В рамках меморандума о сотрудничестве от 1 ноября 2012 года с ГКС Институт политики развития в лице проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемого правительством Швейцарии, принимал активное участие в разработке Программы развития системы обучения государственных и муниципальных служащих республики на 2013-2017 гг. и ряде других важных документов, утвержденных ГКС. Мы также провели совместное пилотное тестирование новой модели обучения муниципальных служащих. Также были проведены исследования по оценке и анализу потребностей в обучении среди 400 муниципальных служащих в Иссык-Кульской и Джалал-Абадской областях, на основе которых были определены темы, разработаны и переданы 9 учебных модулей по актуальным вопросам муниципальной службы. Летом 2014 г. для 4-х учебных групп из 70 человек было проведено пилотное обучение, – рассказала Н. Добрецова.
Со слов Нурдина Кумушбекова, специалиста по разработке нормативно-правовых актов и муниципальной службе, принятый закон предусматривает единые подходы на всех этапах прохождения службы, начиная от поступления и заканчивая прекращением, также включая обучение, оценку. Требования для этих служб будут одинаковы. Существенным достижением считается ставшая возможной ротация кадров, например, из айыл окмоту в госорган и наоборот. Но все же основным достижением закона следует считать принятые единые подходы к обеим службам.
Директор центра тестирования ГКС КР Садыгуль Алымкулова отметила, что ожидания от любого нового нормативно-правового акта всегда большие, но на сколько он будет эффективен, покажет время.
— Закон 2004 года в свое время был революционным, но общество движется вперед, появляются новые требования. Прошлый закон выполнил свою миссию, и с учетом требований времени понадобился новый закон. В нем объединили условия проведения конкурса поступления на государственную и муниципальную службу, теперь требования будут выше.
По вопросу тестирования, к сожалению, надо признать, что с учетом того, что у нас в маленькой республике довольно много высших учебных заведений, вопрос о качестве подготовки их выпускников стоит остро. Те из них, которые решат трудоустроиться на государственную и муниципальную службы, должны будут пройти соответствующий отбор. Если студент учился, образно говоря, «абы-кабы», то на работе он так же будет «на половину качественно» предоставлять государственные услуги.
Необходимо начинать с образования. Окончив школу, молодые люди должны выбирать не только профессию, но и сферу деятельности. Если он видит себя на государственной или муниципальной службе, соответственно, он должен быть знаком не только со своими правами и обязанностями, но и с ограничениями. Эта служба направлена на предоставление государственных и муниципальных услуг населению, причем качественно, а качество зависит от знаний, профессиональности, – прокомментировала
С. Алымкулова.
Поскольку вступивший в силу закон отменил действие многих нормативно-правовых актов, основной целью меро-приятия стало обсуждение проектов подзаконных актов в сфере государственной гражданской службы и муниципальной службы. Среди них были положения о порядке проведения оценки деятельности государственных служащих и муниципальных служащих КР, типовые квалификационные требования к группам административных должностей государственной гражданской и муниципальной служб, Положение о порядке проведения конкурса и служебном продвижении на государственной гражданской службе и муниципальной службе КР, и другие. Все поступившие в ходе обсуждения предложения фиксировались и в дальнейшем будут рассмотрены.

Елена ЖОЛОБОВА.
Фото автора.