Популярные соцсети разнесли весть, что вот-вот, а именно 8 июля, в Бишкеке откроется еще одна школа – Школа прикладной урбанистики, где будут преподавать дизайнеры, социологи, экономисты, архитекторы. Каждый по своей части, а все вместе – «науку» о городе, в котором мы живем и, по сути, ничего не знаем о нем.
Почему это вдруг стало необходимо бишкекчанам вплотную заняться урбанистикой? Каким образом новые знания могут повлиять на нашу жизнь, сделать ее интересней и осмысленней, а среду обитания – удобной, безопасной, комфортной? Об этом мы расспросили руководителя фонда «Городские инициативы» Раушану Саркееву, которая давно занимается исследованием городских проблем. Она – один из организаторов летней Школы прикладной урбанистики «Я меняю город».
— Вот ответьте, зачем Бишкеку нужны урбанисты? И что означает «прикладная»?
— Мы все хотим жить в красивом, удобном, уютном городе. Но, чтобы менять что-то в нем, его обитателям и властям нужно знать свой город и друг друга, уметь договариваться. Потому что в одиночку ни чиновник, ни активист, ни даже целая организация ничего в нем изменить не смогут.
Урбанистика – это наука о городах. Это понятие в нашем городе еще пять лет назад никто не использовал. Почему же сейчас оно на слуху? Может быть, это просто дань моде? Отчасти это правда. Сегодня заниматься урбанистикой стало очень модно: ею интересуются градостроители, дизайнеры, экономисты, социологи, в мире проводится множество различных конференций и фестивалей на урбанистические темы.
— Получается, что урбанистика – это не отдельная наука, а совокупность множества предметов?
— Я бы назвала урбанистику общим знаменателем для приложения социальных и технических наук в системе города. Основная ее задача – дать понимание того, как работает сложная система процессов, взаимоотношений и пространства, которую мы называем одним словом «город», и каким образом его можно улучшить.
В постсоветских городах, которые строились и развивались по идеальному плану, разработанному в «центре», заниматься урбанистикой – это вызов. Потому что все институты и системы продолжают работать по принципу специализации: какие дороги в городе строить решают транспорт-ники; как распределять землю и управлять муниципальной собственностью – специ-альные департаменты правительства или местная администрация; как городу зарабатывать деньги и на что тратить – над этим ломает голову городская администрация.
— Почему Вы считаете, что это актуально сейчас?
— Потому что с городом связано много вопросов, возможно, целый клубок трудных вопросов. А вызов в том, что для решения даже, казалось бы, простой задачи нужно посадить за один стол разных специалистов, исследователей, практиков, чтобы подход к решению был комплексным.
Во-вторых, к решению городских проблем необходимо привлечь жителей, прислушиваться к их пожеланиям, поработать вместе над совместным проектированием и реализацией идеи.
Увы, мы к такому не привыкли. Нам уютнее рассуждать о том, что нам «мэрия должна» сидя на диване ждать у моря погоды, отгородившись забором от проблем, людей, соседей.
— Однако в столице немало людей, по собственной инициативе и благородному порыву не на словах, а на деле преображающих свой двор, улицу, скверики, придомовые участки. Да и ваши «Городские разговоры» немало тому способствовали.
— Мы пробовали найти общее направление для диалога и сотрудничества в Бишкеке и так и эдак, учились на своих ошибках. Разговоры о стратегии, тенденциях развития и проблемах нашего города хотя и оказывают влияние на городскую администрацию, специалистов и научные круги, но недостаточны, чтобы заставить коренным образом изменить отношение к Бишкеку.
В конце концов, стало ясно, что даже благоустройство парка или двора нужно начинать с налаживания контакта между соседями. Если что и менять, то только с учетом интересов всех групп, поддержки как со стороны мэрии и бизнеса, так и со стороны горожан.
Идея организовать Школу прикладной урбанистики (которую можно называть и школой городских активистов) в Бишкеке появилась после ряда удачных и не очень проектов, когда мы поняли, что урбанистика – это вам не просто скамейки поставить и снять видеоролик. Нужны знания и технологии, которые помогут активистам создавать «живые», полезные и долгоживущие проекты, технологии вовлечения горожан и организации сообществ.
Благодаря прикладной урбанистике горожане смогут понять свой город, найти решение локальных проблем, построить другие отношения между людьми и пространством. Чтобы ресурсы направлялись на развитие городской культуры, социального капитала и создание «умных» решений, а не на проекты двухэтажных транспортных развязок, утопических модернистских районов и прочих штампов. Бишкеку нужно найти свой путь, свое понимание города, вырастить своих урбанистов.
— Хорошо, а что потом, после школы? Где будут собираться ее выпускники, с кем они будут делиться своими исследованиями и открытиями, у кого спрашивать совета и от кого поддержки ждать?
— Школа – это первый шаг к созданию Центра прикладной урбанистики, который объединит активистов и экспертов и будет самостоятельно работать над исследованиями и проектами. Центр – это самоорганизованная площадка для обсуждения, поиска единомышленников и партнеров. Наш фонд возьмет на себя правовые вопросы и ресурсную поддержку. Однако сам центр – это своего рода лаборатория проектов, собирающая вокруг себя различные команды по интересам. Центр в Бишкеке станет частью сети центров в постсоветских странах, насчитывающей более 150 городов. Это уникальная модель обмена опытом и взаимопомощи между активистами.
Также в планах организаторов работа с другими городами Кыргызстана, передача им знаний и технологий запуска проектов.
Фонд «Городские инициативы» и Агентство развития города будут помогать слушателям Школы прикладной урбанистики реализовывать их замыслы и идеи.
Беседовала Лариса ЛИ.