— Когда я подъехала к дому после работы, меня ждала машина. Незнакомые мужчины, представившись сотрудниками милиции, сказали, чтобы я ехала с ними.
Они заверили мужа, что вернут меня через полчаса.
Но домой я вернулась только через 16 месяцев, – рассказала Татьяна Федорова.
Все это время женщина провела в СИЗО №1 по обвинению в мошенничестве. Затем уголовное преследование прекратили.
В 2010 году на рынке «Дордой» открылся банк по выдаче микрокредитов, и торговцы, не отходя далеко от рабочих мест, ринулись брать эти самые кредиты – на выгодных для себя, как на тот момент им казалось, условиях на развитие своего бизнеса.
По словам Татьяны Федоровой, ее коллеги обвинили ее в том, что она воспользовалась их паспортами и, завладев деньгами, якобы скрылась. А кредиты так и «повисли» на них. Сама Федорова как гражданка РФ не могла получить кредит по своему паспорту, а потому, как утверждают ее товарки, брала их паспорта, вы-плачивая им вознаграждение в 1000 сомов.
Странное дело: за столь мизерную сумму торговцы с рынка соглашались брать на себя долговые обязательства на суммы в 50 тысяч сомов, причем далеко не единожды. Судя по всему, рассчитаться они не могли, к тому же на основные суммы набегали приличные проценты. Директор микрокредитной компании предложил оформлять новые кредиты для погашения процентов и растущей пени за просрочку. И торговки опять согласились, несмотря на очевидную кабальность предложения.
Когда на счету каждой заемщицы оказалось по 15-20 кредитов, они вдруг опомнились и решили наказать директора банка, втянувшего их долги. Торговки объединились и начали писать на него заявления в различные инстанции, пытаясь освободиться от кабальных обязательств.
Как рассказала Татьяна Федорова, ей тоже предложили написать заявление. Но как только женщина отказалась поддерживать предложенную инициативу, коллеги по рынку решили, что Татьяна заодно с их общим кредитором и скорее всего имеет какие-то льготы. Столкнувшись с несговорчивостью женщины, они объединились уже против самой Федоровой и написали на нее заявление, обвинив ее в мошенничестве.
— Думаю, они рассчитывали привлечь меня, чтобы в дальнейшем подставить директора банка и избавиться от кредитов, – рассказывает Татьяна Федорова. – Когда меня доставили в Свердловский УВД, следователь Р. Садыгалиев предложил мне сделку: я пишу долговое обязательство на все предъявленные суммы или директор списывает моим коллегам долги, а меня отпускают домой.
Но Татьяна не согласилась. Во-первых, на директора банка влияния она не имела, а во-вторых, брать на себя чужие долги она не хотела.
Уголовное дело в отношении Татьяны «кочевало» от одного судьи к другому, возвращалось в следствие для восполнения пробелов и вновь возвращалось в суд. Нарушения в материалах уголовного дела, отсутствие расписок и экспертиз так и не позволили вынести решение в суде. А потому уголовное дело в отношении Татьяны Федоровой было решено прекратить по сроку давности и освободить ее из под стражи.
Оказавшись на свободе, Татьяна решила привлечь к ответственности заявительниц за ложный донос, а следователя Р. Садыгалиева – за фальсификацию уголовного дела.
— Когда следователь узнал, что я обратилась в УСБ МВД и прокуратуру с заявлением на него, то приехал ко мне домой. Извинялся, деньги предлагал и просил забрать заявление. Никому не было интересно, что у меня украли почти полтора года жизни, что на мне есть судимость за преступление, которого я не совершала, – поделилась Татьяна Федорова.
По ее словам, прокуратура и УСБ МВД выявили нарушения со стороны следствия, однако в возбуждении уголовного дела в отношении следователя ей было отказано. А в действиях следователя Р. Садыгалиева, к слову, стоивших Татьяне Федоровой 16 месяцев, проведенных за решеткой, прокуратура усмотрела лишь проступок дисциплинарного характера. Да и то с истекшим для взыскания сроком давности… Вот тебе и «справедливость».
Милана СОБОЛЕВА.