Было время, когда каждый мальчишка хотел стать космонавтом, летчиком или инженером. Но эти времена безвозвратно ушли. Сейчас рынок труда переполнен юристами, менеджерами и экономистами. А ведь без них вполне можно прожить. А вот без инженеров – нет. Кто, в конце концов, спроектирует механизм, с которым можно будет не отключать на месяц горячую воду? Явно не менеджер и не экономист.

7Но инженеры и другие представители так нужных нам технических специальностей взращиваются не просто так. Формировать техническое сознание молодого поколения надо с ранних лет. Например, в кружке авиамоделизма, который возглавляет Дмитрий Бобылев.
Кружок находится в здании средней школы №39 в городе Бишкек. Встретив меня у входа, Дмитрий ведет путанными ходами в помещение кружка. На мои опасения заблудиться на обратном пути он с улыбкой говорит.
— Не волнуйтесь, обратно тоже провожу. Это только в первый раз путаешься, а потом привыкаешь.
Вот мы и пришли. Комната больше напоминает сборочный цех завода – повсюду станки, на столах неоконченные модели, а в воздухе витает особый запах мас-терской, где смешались ароматы клея, краски и чего-то еще, заставляющее бросить все и приступить к работе.
И я тут же приступила.
— Дмитрий Викторович, прежде чем говорить о кружке, хотелось бы больше узнать о Вас.
— Я потомственный бишкекчанин в четвёртом поколении. Моя мама была юристом, а отец – сначала водителем, а потом автослесарем. Так во мне соединились гуманитарное и техническое начала.
— А когда в Вас проснулась любовь к авиамоделизму?
— Вообще, история моего увлечения авиамоделизмом началась в детстве. В советском букваре есть картинка моторного самолетика, и она запала мне в душу. Сильно увлекся я этим лет с шести. Тогда я впервые попросил маму отвезти меня туда, где делают модели.
— Но, тем не менее, Вы стали педагогом. Почему?
— Начнём с того, что педагогом я вообще никогда не собирался быть. Однако так сложились обстоятельства, что я им все же стал. Необходимо заметить, что ещё со времён СССР в системе профессионального образования сложилась парадоксальная ситуация: должность «руководитель авиамодельного кружка» есть, а профессии такой нет! Нет ни одного учебного заведения, которое готовило бы специалистов этого направления. Руководители кружков технического творчества – это сами моделисты.
Кружок возник по инициативе двух замечательных людей: директора школы-гимназии №39 Мавлюды Халиковой и директора городского центра творчества школьников (ГЦТШ) «Кыргызстан балдары» Ольги Крыловой. Она то и пригласила меня возглавить авиационно-космический кружок.
Одна из причин, почему был создан этот кружок, я хотел организовать что-то вроде методического центра общественных инструкторов по моделизму, то есть людей, которые компетентны в этом вопросе и могут увлечь других, чтобы становилось больше подобных кружков.
Насколько я знаю, в советское время только на территории Кыргызстана было несколько десятков авиамодельных кружков. Наши команды по техническим видам спорта входили в семерку лучших в СССР. К сожалению, эта техническая база сейчас уничтожена, а всё техническое творчество держится на личной инициативе простых педагогов.
— Дмитрий Викторович, чем занимаются дети в кружке?
— Несмотря на название, мы занимаемся не только моделями самолетов и вертолетов. Я стараюсь привить детям любовь к технике в целом. Мы ходим на экскурсии на железнодорожный вокзал, делаем модели кораблей, стараемся изучать другие технические средства.
Наш кружок рассчитан на детей 10-12 лет, но сейчас в нашем кружке дети с первого по десятый классы.
— И в какой атмосфере проходит обучение?
— Не как на школьных уроках. Я их чему-то учу, но и сам готов учиться у них. Сейчас дети очень одаренные и часто пользуются Интернетом. Я их прошу, чтобы любой интересной информацией они делились со мной. Они и сами могут неплохо объяснять. Например, когда я занят, то прошу тех ребят, которые занимаются дольше всех, объяснять новичкам, как и что делать.
— Видите ли Вы результат своих трудов?
— Конечно. Самая старшая моя ученица Надя Башкова окончила 10-й класс, и сейчас мы работаем над тем, чтобы выбрать технический вуз. Российский, скорее всего. У нее есть задатки и живой интерес к технике. Я в ней вижу как минимум отличного инженера. Но если ей не приглянется такая профессия, то я также вижу в ней задатки дизайнера, художника и специалиста по эргономике.

Мы долго разговаривали с Дмитрием Викторовичем. Он отметил снижение мелкой моторики рук детей.
Редко встречаются взрослые, которые чем-то занимаются с детьми – вырезают из бумаги, лепят и так далее. Из-за телефонов и компьютеров у людей отпала необходимость делать что-то своими руками. Многих детей приходится учить правильно пользоваться элементарными бытовыми вещами или учить технике безопасности обращения с ножом.
— Моделизм – универсальный вид досуга, – продолжает разговор Д. Бобылев. – Здесь мы развиваем художественные навыки, дизайнерское видение, изучаем историю. И спортивная составляющая присутствует. Фактически тут развиваются навыки, которые любому человеку могут пригодиться в жизни независимо от его профессии, будь он хоть поваром, хоть хирургом.
5Моя задача – не просто научить склеивать модель или отличать модели самолетов друг от друга. Тут все гораздо масштабнее. Я стараюсь научить детей мыслить иначе, развиваю технический взгляд.
Сейчас мы испытываем острую нехватку технических специалистов. Например, в Китае и Японии это идет на государственном уровне, поэтому и достижения в роботостроении и прочих технических областях у них есть, причем немало, – заключил Дмитрий Викторович.
Кто как, а я искренне желаю клубу авиамоделизма развиваться. Чтобы у Дмитрия Бобылева было больше учеников, чтобы они получили техническое образование, стали инженерами, строителями, космонавтами, разработчиками и механизаторами. И тогда наша жизнь непременно изменится к лучшему.
Может, хотя бы горячую воду перестанут отключать.

Юлия ХИЖНЯКОВА.
Фото автора.