Уже совсем скоро мы будем праздновать День Победы. И в этот день по старой доброй традиции мы будем поздравлять наших дорогих ветеранов. Во многих семьях будут вспоминать тех, кто уже не сядет за праздничный стол, чтобы отметить этот великий день. Они покинули нас, но это не значит, что память
об их подвиге будет забыта.
Внуки и правнуки будут нести знамя памяти и передадут их своим детям.

Я решила спросить у своих ровесников, молодых людей 24-х лет, об их дедах и прадедах, воевавших на войне.

«Дедушка, которого я не знала»
— Недавно я узнала о героизме моего дедушки, которого ни разу не видела. Это отец моего папы – Пётр Семенович Царенков. Он родился в 1924 году в селе Красное Брянской области. Знаю я немного, так как дед погиб, когда моему папе был всего 1 год. Мой дедушка воевал на Белорусском фронте и был ранен в горло. Это была серьёзная рана, которая привела к реабилитации его на Урале. Но комиссовали его на военный завод в оборонную промышленность, где бойцы помогали изготавливать пули, которые сразу же отправляли на фронт. Работали 24 часа в сутки. В месячный срок военный завод эвакуировали вместе с рабочими в город Фрунзе, так как был огромный риск нападения немецких войск. Позднее завод был назван именем Ленина.
Умер мой дедушка в 1962 году от той страшной раны, которая переросла в рак горла. Мы должны помнить о тех людях, которые отдали жизнь за нас, которые защищали нашу страну. Вечная слава всем, кто погиб в этой страшной войне! А тем, кто выжил – низкий поклон.
Ольга ЦАРЕНКОВА.

«Все мы — люди»
— Когда мой дед пошёл на войну, ему было всего 15 лет. Раньше как-то было скучно слушать его рассказы. А вот совсем недавно появился большой интерес и желание узнать о его жизни как можно больше.
И вот одна из историй моего деда, которая помогает поверить в то, что даже во время войны в людях осталось что-то человеческое. В то время дедушка жил на Украине в посёлке Чистоводовка. И он вместе со своим полком проходил как-то раз совсем недалеко от своей малой родины. Он попросил своего офицера отпустить его, чтобы хоть одним глазком увидеть маму. Офицер, скрепя сердце, его отпустил, но только на пару часов, то есть дойти, обнять и назад. Но дедушке и этого было достаточно.
Ночь. Дедушка подходит к своему дому, открывает дверь, заходит в комнату и… немая сцена: светлая комната, накрытый стол, маленький щупленький русский солдатик в дверях, его мама с застывшим ужасом на лице, а за столом сидят итальянские солдаты (оружие у них, естественно, при себе). После нескольких минут молчания один из солдат показал ему головой, мол, уходи… Дедушка вышел из дома. На мой вопрос: «Как же тебе дали уйти?», дед ответил: «Все мы люди».
Никита РЯЗАНОВ.

Простой солдат…
Мой прадедушка Султангазы Алымкулов родился в 1912 году в селе Орто-Саз Нарынской области. Здесь же он завел семью. Жена родила ему троих сыновей. Современники прадеда говорили, что он был человеком с большим и открытым сердцем, был невероятно добрым, вел небольшое хозяйство. Когда началась Великая Отечественная война, его не призвали в армию, поскольку он считался сыном кулака. В 1942 году, когда объявили всеобщую мобилизацию, его забрали в ряды Советской Армии. Из сел и деревень забирали все мужское население, несмотря на возраст. Мой прадедушка в возрасте 30 лет оставил семью, велел заботиться о матери и братьях старшему сыну Бакасу, которому тогда было всего 11 лет.
Достоверно известно, что мой прадедушка участвовал в Сталинградской битве. Единственная весточка, пришедшая от него в Орто-Саз, повествовала о том, что его вместе с другими рядовыми солдатами везут в Сталинград. Прадедушка был неграмотным, поэтому попросил боевого товарища написать письмо родным, что с ним все хорошо, чтобы не волновались. О его дальнейшей судьбе ничего неизвестно. Однажды в соседнюю деревню вернулся солдат без ноги. Сослуживец рассказал, что воевал вместе с моим прадедом в одном батальоне. Прадедушка просил передать своей семье привет, чтобы они не переживали. Больше от него не было никаких известий. Официально мой прадед Султангазы Алымкулов числится без вести пропавшим.
ТААЛАЙБЕК кызы Жамиля.

«Какими были наши прадеды»
— Мне бы хотелось рассказать о своем прадеде, который прошел всю войну. К сожалению, он умер задолго до моего рождения, но мне о нем много рассказывала моя бабушка.
Мой прадед Федор Васильевич Кузнецов родился в 1903 году в городе Оренбург. В Гражданскую войну, приписав себе два года, прадед сражался в рядах Красной Армии. После окончания Гражданской войны стране были нужны молодые кадры, и моего прадеда направили на учебу на фельд-шера-ветеринара, так как он очень любил животных. После окончания учебы его направили в село Остров-ское Чкаловской области (ныне Оренбургская область).
Там он встретил мою прабабушку Елену Георгиевну Рыбалкину.
Когда началась Великая Отечественная война, прадед был призван на фронт. В 1942 году семья получила на него похоронку. Для семьи это было большое горе. Но через три месяца из Чкаловского военного госпиталя пришло письмо от прадеда, в котором он писал, что был тяжелый бой и он получил контузию. Его присыпало землей и из-за этого его посчитали убитым. Всего за период войны Федор Васильевич был трижды ранен и один раз контужен.
После выздоровления мой прадед снова вернулся на фронт. В апреле 1945 года в составе 43-й гвардейской армии 3-го Белорусского фронта он принял участие в операции по освобождению Кенигсберга. Победу мой прадед встретил на территории Германии, но домой вернулся только осенью. Он был награжден орденом Красной Звезды, дважды медалью «За отвагу», орденом Отечественной войны I степени и медалью «За победу над Германией».
По окончании войны его как фельд-шера-ветеринара направили в Башкирию для восстановления животноводства. В 51-м году мой прадед с семьей переехал в Киргизию, в село Беловодское, где он и проработал ветеринаром в Беловодской ветеринарной лечебнице до самой пенсии. Умер прадедушка в 1988 году в возрасте 85 лет.
Артем ГАЛИМОВ.

«Мы не забудем эти годы никогда»
— С самого раннего детства я знала, что мой прадедушка по матери Пётр Николаевич Макаров погиб на войне, а точнее – пропал без вести в 1942 году. По рассказам бабушки, ему предлагали уехать охотиться в Урман (в тайгу на Север), но прадедушка не собирался прятаться за спинами других и добровольцем ушел защищать Родину в 1941 году.
Часто я слушала воспоминания своего дедушки Николая Петровича Макарова о жизни и работе в колхозе в те военные годы. Ему в начале войны было 13 лет. Работали днём и ночью, босые, раздетые, голодные. Дедушке казалось, что желудок и кишечник его забит отрубями. Это была наряду с картошкой и травой (летом) единственная еда. Повзрослев, он никогда не ел драники (оладьи из картофеля), говорил, что наелся их в войну на всю оставшуюся жизнь.
А ещё я хочу рассказать о бабушке Анне Павловне Коженовой. Она на войне была связисткой. Встретила Победу в городе Молотов (ныне – Пермь). Забрали её на войну в 1942 году, в то время она была беременна моей старшей тётей Ниной. С фронта её отпустили в декретный отпуск на 2 месяца, и снова бабушка пошла на войну. Маленькая Нина осталась с бабушкой Ефросиньей, которая выкормила её «жеваками» (нажеванная пища в тряпочке).
Бабушка ушла на фронт в 18 лет, её первый муж погиб в Силезии (историческая область в Центральной Европе, входящая в состав Польши, Чехии и Германии), подорвался на мине, оставленной фашистами при отступлении в 1946 году. Но самое страшное то, что бабушке пришлось скрывать это от нас и от второго мужа (моего дедушки), чтобы снова выйти замуж, ведь люди в деревнях осуждали солдаток, считая их фронтовыми жёнами. Бабушка не получала военной пенсии, потому что уничтожила свой военный билет. Об этом факте биографии нам удалось узнать уже после её смерти.
Кристина БОСИВСКАЯ.

«Жить хочет каждый»
— Моей прабабушке было всего 18 лет, когда началась война. Воевала она под Сталинградом. Она никогда не любила рассказывать о войне. Помню лишь некоторые рассказы.
— Сидим с подругой в лесу, нам по 18 лет было, любви хотелось, на танцы ходить, а тут война. Попали мы под обстрел. Побежали, что есть силы, до окопов, впереди видим – воронка, мы в неё прыгнули, а там немец сидит – парень молодой. Мы плачем, он плачет… Страшно было всем, все жить хотели. Как все стихло, мы разбежались в разные стороны.
Чолпон ТУРГАНБАЕВА.

Мы родились и живем в мирное время. Но мы никогда не забудем уроков войны и передадим эту память и эти воспоминания нашим потомкам, чтобы и они никогда не забывали, что такое война. Спасибо, дорогие ветераны, за этот мир, который у нас есть.
Победа
Весна… И чистое небо
Раскинулось над головой.
А там, в сорок пятом, ПОБЕДА
И яркий салют над Москвой.

Здесь «шопы», машины и банки,
Реклама зацепит мой взгляд.
А там – автоматы и танки,
И контуженный взрывом солдат.

Другие заботы свалились,
И вроде не помним уже
Как деды за Родину бились
На огненном том рубеже.

Но всё же хранит для потомков
Тех лет не утихнувший гром,
Как красная ленточка тонкий
Памяти Вечный Огонь.
Юлия ХИЖНЯКОВА.
Фото Кристины БОСИВСКОЙ.