Эта фраза хорошо, на мой взгляд, характеризует художницу
и просто необыкновенную женщину –
Людмилу Александровну Титову. Потому что всем своим поведением, словами, отношением к жизни и увлечениями она опровергает известную кинофразу о том, что «жизнь в 40 лет только начинается», раздвигая временные рамки
до 83 лет! И в этом возрасте жизнь может быть интересной, активной и насыщенной яркими событиями и эмоциями, считает наша героиня. Все зависит уже от самого человека.
Людмила Александровна регулярно организует персональные выставки своих работ. Последняя прошла совсем недавно в Государственном национальном русском театре драмы имени Ч. Айтматова. Всего на вы-ставке было представлено около 70 работ. 83-летняя художница работает с самыми разнообразными материалами и в разных техниках: живопись (масло, гуашь, акварель), карандашные и точечные рисунки, картины из соленого теста с использованием стекла, витражи на стекле, а также необычные фигурки и целые композиции из корней растений, соленого теста, рыбьих костей, перьев, ракушек! Причем многие техники она освоила и многие свои творения создала за последние 2-3 года. Людмила Александровна не просто любит жизнь. Ей очень интересно жить, и этим жизнелюбием она заражает окружающих.
Молодая студентка
Людмила Александровна – удивительная женщина еще и потому, что в прошлом году она окончила КГУ имени И. Арабаева и получила красный диплом! Мало кто из ее ровесников решится на подобное. Она же не видит в этом ничего особенного.
– А что тут такого? – недоумевает Людмила Александровна. – Я хотела быть настоящим дипломированным преподавателем, повысить свою квалификацию. В 2008 году я решила поступать в университет имени Арабаева. Иду так бодро в сторону приемной комиссии, чтобы не заподозрили, что я в возрасте. А мне один член комиссии говорит: «Вам возраст не позволит учиться». Я так возмутилась: «Как?!» Так он сходил куда-то, вернулся и говорит: «Ваш возраст позволяет» и рассказал мне, какие документы нужно сдать. Так я стала молодой студенткой. Мои одногруппники, преподаватели с пониманием относились ко мне. Училась так же, как и все остальные. Как все, сдавала зачеты и экзамены. Я ни разу не опоздала в университет, не то что бы пропустила занятие! Мне многие мои ровесники говорили: «Зачем тебе это надо? Сидела бы носки вязала». А я не хочу как все! Я не хочу, как другие, носки вязать, а потом продавать их на углу: «Купи-те носки…» Учиться мне было в удовольствие!
«Рисование помогло мне побороть болезнь…»
Желание стать дипломированным специалистом возникло неспроста. Людмила Александровна – практически самоучка. Когда-то еще в школе училась рисовать в изостудии.
– Хороший учитель был в школе, – вспоминает художница. – Но потом он уехал. А мне так хотелось научиться рисовать! Вот, спустя годы, мое желание и осуществилось…
А в «перерыве» в несколько десятков лет между желанием и его осуществлением Людмила Александровна рисовала. Рисовала с увлечением, как ей подсказывали ухваченные знания, воображение, память и художественное чутье.
– Сюжеты для картин я либо придумываю, либо когда-то видела в жизни, в кино, в книге читала, где-то еще… Я ухватываю, стараюсь все запомнить хорошо и потом переношу на полотно по памяти. Вот, например, картина с велосипедистами. Я однажды увидела такую группу из своего окна. И что вы думаете, они меня ждали, пока я их нарисую? Они – фрр! – проехали, и нет их. Я нарисовала их по памяти, так отчетливо всех запомнила. Или вот картина с изображением цветущей беседки. Я увидела ее однажды в одну из своих поездок. Она стояла полуразрушенная, безлюдная, серая, угрюмая… А я представила ее такой, какой она была раньше, додумала, как она выглядела (она была наполовину разрушена), и нарисовала – красивую, увитую розами и растениями беседку, а вокруг зеленые деревья… Я так и пейзажи рисую. Я их особенно люблю.
Через всю свою жизнь Людмила Александровна пронесла эту страсть и никогда не бросала рисование. Несмотря на то, что окончила финансово-экономический техникум и работала бухгалтером на камвольно-суконном комбинате. Несмотря на то, что много болела и даже получила инвалидность.
– У меня был остеохондроз. Я какое-то время даже не работала, не могла. Переехала на дачу. Но все время рисовала. И поборола свою болезнь. Вернулась на камвольно-суконный комбинат и долго еще там работала, даже когда уже на пенсию вышла.
А потом умер муж Людмилы Александровны. И снова ее выручило любимое увлечение.
– Я очень сильно переживала смерть мужа, – вспоминает тот сложный для нее период жизни художница. – Работать, жить не хотелось. А потом как-то подумала: что же это я так опустилась?! И пошла работать в школу.
Несколько лет Л. А. Титова проработала в Центре детского творчества Ленинского района столицы, более 10 лет преподавала в школе ИЗО. И начала учить детей видеть прекрасное уже будучи на пенсии. Поэтому и загорелась желанием получить диплом – хотелось учить детишек более профессионально. А в день получения диплома выпускникам вуза сообщили о сокращении часов… Придя в школу, где она преподавала, Людмила Александровна узнала, что теперь такой единицы, как учитель ИЗО, нет.
– Это меня унизили, – огорченно, со слезами на глазах говорит художница. – Узнав о сокращении, я чувствую себя обиженной и оскорбленной. К чему приведет такое образование, сокращение часов? Искусство – это культура человека. Ребенок должен быть не только образованным, но и культурным.
Сейчас художница учит детей рисовать на дому, причем сама ездит к ученикам (!). «Желающих много, но я физически не успею ездить ко всем, поэтому приходится выбирать», – говорит она.
«Рыбные фантазии» внучки Некрасова
По признанию пенсионерки, все она делает сама, поскольку больше у них в семье никто, кроме нее, творчеством не занимается: муж, который во всем ей помогал и поддерживал, умер, сын с внуком от искусства далеки.
– А вот правнучка, ей 11 лет, наверное, в меня пойдет, увлекается рисованием сильно, – смеется пенсионерка. – Мне было так приятно это слышать!
Сейчас в магазинах можно приобрести все для творчества, но все очень дорогое. Поэтому с масла Людмила Александровна перешла на гуашь и акварель, а еще на подручные природные материалы. Например, вы когда-нибудь видели гвоздики или летающего ящера из рыбьих жабр, необычный кактус, стрекоз или Фауста из рыбьего скелета с перьями? А балерину-мутанта или двуликую кошку, гимнаста с булавами или степную козу, которую поедает змей, из кореньев винограда? А вот при виде работ художницы вы еще и не с такими ее фантазиями ознакомитесь!
– Примерно год назад у меня появились «рыбные» фантазии. Поела рыбу, смотрю на рыбьи кости: боже, как на Фауста похоже! Сразу в голове замысел рождается, фантазирую и делаю. Вот уже костей набралось на новую коллекцию, – смеется Л. А. Титова. – Или, к примеру, меня очень заинтересовал этот пенек возле школьного забора (показывает фигурку под названием «Двуликая кошка». – Прим. авт.). Не могла мимо пройти! У этой кошки все природное: голова, фигура, хвост. Только подпилила кое-где чуть-чуть пилочкой да глаза кошке подрисовала. А так пенек-кошка сам по себе был двусторонний: с одной стороны у кошки одно выражение, более доброе, с другой – она оскалила зубы.
Среди работ художницы можно увидеть портреты Н. А. Некрасова, А. С. Пушкина, В. И. Ленина и И. В. Сталина. Она объясняет это так:
– Ленин – вождь пролетариата. Как я могла его не нарисовать? А Сталина наше поколение вспоминает хорошо. При нем люди хорошо жили, все жили одной семьей, не было национализма. Все нации вместе переживали одно горе, один холод, одну боль и радость. Все мы боготворили его. Сталин нас защищал и успокаивал. Когда он умер, это было действительно горе для всей страны. Когда я узнала о его смерти, упала в обморок. В память ему я сделала композицию из глины: Сталин стоит в задумчивости у бюста Ленина, курит трубку и мысленно просит у него совета, что же ему делать. На дворе война, 1942-й год…
– А Пушкин и Некрасов? Это Ваши любимые поэты?
– Да, я всю жизнь любила Пушкина, его творчество. А насчет Некрасова… Когда одна моя родственница составляла древо родства, она выяснила, что мы являемся какими-то родственниками этого поэта. Я всегда считала себя внучкой Некрасова (улыбается).
Несколько рисунков Людмилы Александровны посвящены Великой Отечественной войне. Меня особенно впечатлила одна под названием «Хлеб»: по полю со спелыми ядреными колосьями ползут немецкие танки.
– Это первый день войны, – поясняет художница. – Я нарисовала эту картину по рассказам свекрови. Сама я тогда была ребенком, многого не понимала. Она рассказывала, что в тот 1941-й год был небывалый урожай хлеба. Никогда не было больше – ни до, ни после – такого урожая. И вот эти поля попали под бомбежку, под танки…
А другой рисунок «День Победы», где художница фрагментарно соединила несколько самых значимых моментов войны: солдат в землянке, блокаду Ленинграда, руины Сталинграда, советских солдат с реющим красным флагом над Рейхстагом, Кремль с флагами покоренных немецких частей в 1945-м – настолько покорил иностранцев из Дании, что они купили его! Людмила Александровна мечтает воссоздать рисунок (конечно, по памяти!) к этому 9 Мая.
– Я часто ночью работаю: пока не воплощу задумку, не успокоюсь. Мужа похоронила, у сына своя семья, своя жизнь. И я чувствую себя одинокой. Поэтому я рисую, разговариваю с ними во время работы как с человеком, как с подружками. Могу всю ночь рисовать, времени не замечаю.
Влюбленная в жизнь
И хотя ложится иногда на сердце Людмилы Александровны грусть, светлых моментов в ее жизни гораздо больше, ведь у нее есть ее спасательный круг от болезней, бессонницы и жизненных неприятностей – ее картины, творчество. И глядя на эту необыкновенную женщину, как молодо и весело глядят ее глаза, понимаешь, что стареть тоже можно по-разному: красиво, интересно, влюбленно в жизнь. И возраст при этом уже не имеет никакого значения…
– Я не хочу стареть! Для меня дорог каждый день, а еще столько задумок, которые я тороплюсь воплотить. У меня болят ноги, а я иду и делаю. Стараюсь держаться, не поддаваться болячкам. Я не сижу, а работаю: туда мне надо, сюда, придумываю себе занятия. Меня и возраст не обременяет. Хочу показать свое творчество людям, показать, что может сделать человек, какие краски есть у природы… У людей сейчас апатия. А я другого склада человек. А мне все интересно! Я очень люблю театр, оперу. Люблю природу, животных. Люблю свои картины. Люблю все это, всей душой люблю! И хочу пожелать людям любить искусство и здоровья. Чтобы был мир на Земле и не было войн. И самое главное – не унывать, а любить жизнь!
Маргарита ЛАЗУТКИНА.
Фото Богдана РЫЖЕНКО.